Основная информация о мероприятии
В БВШД и МШСИ состоится дискуссия художников и кураторов о проблемах и реалиях современной кураторской профессии в разных контекстах.
Задолго до начала глобальной пандемии феминистские экономисты, социологи и политические теоретики диагностировали глобальный кризис медицинской помощи. Стремительно изменившийся глобальный социально-экономический контекст требует разработки нового языка вокруг заботы — в противопоставление «заботы о себе», включая заботу о климате, заботу о Земле, заботу о «других» (в том числе других живых существах и «не-человеках») или планетарную заботу, расширяющую отношения заботы за пределы человеческой взаимозависимости.
Исторически сложилось, что кураторы (как институциональные, так и независимые) несут ответственность за заботу, юридические и моральные обязательства по обеспечению безопасности и благополучия других. Но как вернуть себе уход и заботу о себе посредством кураторства? Как лучше понять политику взаимозависимости? Как сделать заботу об эмансипаторном и преобразующем кураторстве значимой? Как превратить заботу о себе в политическое оружие? Почему учреждения современного искусства так любят говорить о заботе, оставаясь зачастую такими беззаботными и неинклюзивными? Кризис последних лет выявил скрытые трещины в системе, а также невидимые инфраструктуры, которые ее поддерживают: то, что не работает, внезапно стало очевидным. Это особенно верно в отношении культурного сектора, музеи и культурные институции по всему миру одними из первых были вынуждены закрыть свои двери. Несмотря на проблемы, связанные с беспрецедентным кризисом, многие культурные учреждения продолжили служить источником устойчивости и поддержки своих сообществ, адаптируясь под новые условия и разрабатывая новые способы обеспечения широкого доступа к культуре, образованию и выявляя новые кураторские стратегии.
На круглом столе эксперты обсудят современные вызовы, стоящие перед проектированием выставочных и образовательных проектов, которые могли бы побуждать всех их участников и посетителей к справедливому будущему, а также способы осмысленного воплощения политики заботы о природе и других для проектирования современных выставочных программ.
Спикеры:
Адель Ким — куратор, менеджер, исследователь. Магистр искусств Manchester University и МВШСЭН по специальности "Менеджмент в сфере культуры" (2020), Hongik University по специальности "Теория искусства" (Сеул, 2018). Участник проекта "Reside / Sustain: Арт-резиденции и устойчивое развитие в Финляндии и России". Соорганизатор Ассоциации арт-резиденций России, редактор портала AiR of Russia. Менеджер филиала Третьяковской галереи во Владивостоке, ранее - менеджер арт-резиденции "Заря" (Владивосток, 2016-2018), стажер MMCA Residency Goyang (Сеул, 2014). Лауреат премии "Инновация" в номинации "Региональный проект" (выставка IN RESIDENCE. Из коллекции ЦСИ "Заря", 2020, совместно с А. Багдонайте и А. Василенко). Автор статей и лекций о российских арт-резиденциях и современном искусстве Южной Кореи.
Елена Аносова — фотограф, куратор, выпускница Московской школы фотографии и мультимедиа им. Родченко (2016), член Союза фотохудожников России, живет и работает в Иркутске и Москве. В своей работе комбинирует документальную фотографию, видео, инсталляции, работу с архивом и издание книжных проектов, исследуя социальное и личное во взаимоотношениях между людьми, а также анализируя местные традиции Сибири и Дальнего Востока, религиозные ритуалы, а также на уклад жизни в принципе. Обладательница ряда наград, в том числе World Press Photo (2019), The LensCulture Exposure Awards (1-е место среди серий, 2017) и Center Project Launch Grant (2016). Ее фотокнига «Section» вошла в шорт-лист премии MACK First Book Award в 2016 году. Аносова — участница арт-резиденций «Заря» во Владивостоке (2015) и «Новые истории Екатеринбурга» (2017). Участница Второй кураторской школы NEMOSKVA «Реанимация. Забота и критика в работе куратора» (2021).
Иван Новиков — художник, исследователь, куратор. Живет и работает в Москве и Хюэ, Вьетнам. Выпускник МГАХИ им. В. И. Сурикова и Института «База». Сооснователь artist-run space Центр «Красный» в Москве. Член редакционного совета «Художественного Журнала». Заведующий кафедрой живописи в Институте «База».
Анастасия Беспалова — художник, независимый куратор и графический дизайнер, работающий с изображением и его природой, а также гибридными взаимодействиями — то, как искусство вступает в отношения с наукой, медициной, массовой культурой и другими сферами. Участница Второй кураторской школы NEMOSKVA «Реанимация. Забота и критика в работе куратора» (2021). Живет и работает в Костроме.
Анна Журба — магистр искусств Goldsmiths, University of London, куратор Московского музея современного искусства, в прошлом сотрудник аукционного дома Phillips и программный директор Artwin Gallery. Входит в состав Экспертного совета Московской международной биеннале молодого искусства. Лауреат Специального приза премии «Инновация» 2015 года за специальный проект 5-ой Московской биеннале современного искусства «Восток. Деконструкция».
Модератор:
Александр Буренков — куратор программы «Практики кураторства», независимый куратор международных выставочных и образовательных проектов, арт-критик, преподаватель школ «Среда обучения» и факультета «Арт-менеджмент» бизнес-школы RMA. Лауреат государственной премии в сфере современного искусства «Инновация» (2017) в номинации «Куратор года».
Фото: Feminist Health Care Research Group, Being in Crises Together, 2020. Zine, Epilogue, Berlin Biennale 11. Photo: Inga Zimprich.
Исторически сложилось, что кураторы (как институциональные, так и независимые) несут ответственность за заботу, юридические и моральные обязательства по обеспечению безопасности и благополучия других. Но как вернуть себе уход и заботу о себе посредством кураторства? Как лучше понять политику взаимозависимости? Как сделать заботу об эмансипаторном и преобразующем кураторстве значимой? Как превратить заботу о себе в политическое оружие? Почему учреждения современного искусства так любят говорить о заботе, оставаясь зачастую такими беззаботными и неинклюзивными? Кризис последних лет выявил скрытые трещины в системе, а также невидимые инфраструктуры, которые ее поддерживают: то, что не работает, внезапно стало очевидным. Это особенно верно в отношении культурного сектора, музеи и культурные институции по всему миру одними из первых были вынуждены закрыть свои двери. Несмотря на проблемы, связанные с беспрецедентным кризисом, многие культурные учреждения продолжили служить источником устойчивости и поддержки своих сообществ, адаптируясь под новые условия и разрабатывая новые способы обеспечения широкого доступа к культуре, образованию и выявляя новые кураторские стратегии.
На круглом столе эксперты обсудят современные вызовы, стоящие перед проектированием выставочных и образовательных проектов, которые могли бы побуждать всех их участников и посетителей к справедливому будущему, а также способы осмысленного воплощения политики заботы о природе и других для проектирования современных выставочных программ.
Спикеры:
Адель Ким — куратор, менеджер, исследователь. Магистр искусств Manchester University и МВШСЭН по специальности "Менеджмент в сфере культуры" (2020), Hongik University по специальности "Теория искусства" (Сеул, 2018). Участник проекта "Reside / Sustain: Арт-резиденции и устойчивое развитие в Финляндии и России". Соорганизатор Ассоциации арт-резиденций России, редактор портала AiR of Russia. Менеджер филиала Третьяковской галереи во Владивостоке, ранее - менеджер арт-резиденции "Заря" (Владивосток, 2016-2018), стажер MMCA Residency Goyang (Сеул, 2014). Лауреат премии "Инновация" в номинации "Региональный проект" (выставка IN RESIDENCE. Из коллекции ЦСИ "Заря", 2020, совместно с А. Багдонайте и А. Василенко). Автор статей и лекций о российских арт-резиденциях и современном искусстве Южной Кореи.
Елена Аносова — фотограф, куратор, выпускница Московской школы фотографии и мультимедиа им. Родченко (2016), член Союза фотохудожников России, живет и работает в Иркутске и Москве. В своей работе комбинирует документальную фотографию, видео, инсталляции, работу с архивом и издание книжных проектов, исследуя социальное и личное во взаимоотношениях между людьми, а также анализируя местные традиции Сибири и Дальнего Востока, религиозные ритуалы, а также на уклад жизни в принципе. Обладательница ряда наград, в том числе World Press Photo (2019), The LensCulture Exposure Awards (1-е место среди серий, 2017) и Center Project Launch Grant (2016). Ее фотокнига «Section» вошла в шорт-лист премии MACK First Book Award в 2016 году. Аносова — участница арт-резиденций «Заря» во Владивостоке (2015) и «Новые истории Екатеринбурга» (2017). Участница Второй кураторской школы NEMOSKVA «Реанимация. Забота и критика в работе куратора» (2021).
Иван Новиков — художник, исследователь, куратор. Живет и работает в Москве и Хюэ, Вьетнам. Выпускник МГАХИ им. В. И. Сурикова и Института «База». Сооснователь artist-run space Центр «Красный» в Москве. Член редакционного совета «Художественного Журнала». Заведующий кафедрой живописи в Институте «База».
Анастасия Беспалова — художник, независимый куратор и графический дизайнер, работающий с изображением и его природой, а также гибридными взаимодействиями — то, как искусство вступает в отношения с наукой, медициной, массовой культурой и другими сферами. Участница Второй кураторской школы NEMOSKVA «Реанимация. Забота и критика в работе куратора» (2021). Живет и работает в Костроме.
Анна Журба — магистр искусств Goldsmiths, University of London, куратор Московского музея современного искусства, в прошлом сотрудник аукционного дома Phillips и программный директор Artwin Gallery. Входит в состав Экспертного совета Московской международной биеннале молодого искусства. Лауреат Специального приза премии «Инновация» 2015 года за специальный проект 5-ой Московской биеннале современного искусства «Восток. Деконструкция».
Модератор:
Александр Буренков — куратор программы «Практики кураторства», независимый куратор международных выставочных и образовательных проектов, арт-критик, преподаватель школ «Среда обучения» и факультета «Арт-менеджмент» бизнес-школы RMA. Лауреат государственной премии в сфере современного искусства «Инновация» (2017) в номинации «Куратор года».
Фото: Feminist Health Care Research Group, Being in Crises Together, 2020. Zine, Epilogue, Berlin Biennale 11. Photo: Inga Zimprich.