Дизайнер, преподаватель, руководитель и организатор международного фестиваля Typomania Александр Васин рассказал про развитие шрифтовой культуры в России и программу фестиваля Typomania 2019.
— Акцент Typomania изначально был на типографике, леттеринге и буквах. Почему именно этому направлению дизайна вы решили уделить внимание и каждый год проводить масштабный фестиваль?
В вагоне метро я регулярно радуюсь оптической иллюзии: шрифт бегущей строки (состоящий из лампочек) в состоянии покоя прямой, а в движении становится наклонным. Но буквы беспокоят не только графдизайнеров. Типографика и леттеринг уже лет через 5-10 лет станут такими же модными как дизайн одежды. Народ уже начал любить буквы. Майки и куртки сплошь покрыты буквами. Посмотрите на коллаборацию Йоба Ваутерса (Job Wouters — спикер Typomania 2019) с кутюрье Дрисом ван Нотеном: длинные пальто, украшенные цветастой каллиграфией. Человек-книга! Экспериментальная шрифтовая афиша, еще недавно нужная только маленькому клубу «Дом», со временем становится обязательным атрибутом крупного театра, такого как БДТ. Благодаря Игорю Гуровичу (еще одного спикера Typomania) целый жанр вышел на большую сцену.
— Фестиваль проводится не первый год. Как за это время изменилась «шрифтовая и дизайн-культура» в России? Как вы думаете, какую роль в этом сыграла Typomania?
Шрифтовая культура в России меняется, это заметно невооруженным взглядом. Даже простые люди, привыкшие к айфонным интерфейсам, начинают ожидать чистые и простые решения и на других носителях. Хорошо сделанных сайтов, книг, упаковок, фирменных стилей, рекламных плакатов становится все больше, общий уровень, безусловно, повышается. Думаю, в этом культурном потоке есть место и Typomania.
Шрифт — это постоянное движение. Неизвестно, будет ли кириллица развиваться спокойно, как латиница, или ее снова ждут внезапные удары, вроде реформы азбуки Пётром I, нацеленной на упрощение русского алфавита.
— На какого уровня подготовку гостей рассчитана программа? На что стоит обратить внимание начинающим дизайнерам, а на что специалистам с опытом?
Typomania — многоплановый фестиваль. Здесь есть чем удивить и профессионального каллиграфа, плакатиста, дизайнера книги, но и неподготовленный зритель получит удовольствие от анимированных плакатов Джоша Шауба, видеопроекций группы «Вдох-Выдох», тайных знаков японца Икки Кобаяши, демонстрации ручной печати на стенде Partisan Press. И пусть искусство шрифта и типографики еще остается сакральным знанием, прикоснуться к нему не страшно и интересно.
— Если говорить о практической стороне, то каким образом участие в фестивале в дальнейшем помогает дизайнерам в их обычной каждодневной работе?
Молодые дизайнеры, принявшие участие в фестивале, получают заряд уверенности, подтверждение, что они делают правильные вещи. Формула культурного прогресса проста: дизайнер меняет заказчика, заказчик меняет мир. Если дизайнер перестанет потакать неразвитому вкусу, а будет просвещать клиента, водить его по выставкам, рассказывать об открытиях, происходящих в мире дизайна, то клиент станет лучше, интереснее, культурнее. Работа с ним будет в удовольствие. Говорю это уверенно, поскольку руковожу дизайн-студией и много общаюсь с клиентами.
У посетителей Typomania есть возможность познакомиться со звездами мирового дизайна, послушать их лекции, пообщаться с ними лично. Typomania — демократичное место, где нет разделения на VIP-зоны и галерку. Человек, желающий познакомиться с Никласом Трокслером или Терезой Руллер, может запросто подойти к ним до или после выступления, или заранее записывается в волонтеры, чтобы встретить своих кумиров в аэропорту. Часто такие встречи и знакомства круто меняют жизнь человека, его мироощущение, а порой и профессию.