В рамках фестиваля Britanka New Creatives в БВШД прошел первый митап профессионалов дизайн-индустрии на тему ответственного дизайна.Термин ответственный дизайн описывает такой тип дизайна, который помогает облегчить и решить какие-то проблемы социума и экологии. Специалисты из разных индустрий рассказали о том, что такое устойчивое развитие и как при помощи дизайна в любой сфере можно решать определенные проблемы и ответственно подходить к процессу создания того или иного продукта.
На митапе выступила промышленный дизайнер и преподаватель программы BA (Hons) Product and Industrial Design Марина Турлай, которая на примере проекта Beresta Project рассказала о том, как дизайн может влиять на устойчивое развитие экономики и создавать новый практики. «Дизайн — ключевой агент изменений, он не подстраивается под что-то, а выступает драйвером изменений. Дизайн может создавать не только вещи, но и практики, и способен влиять на целые процессы. Beresta Project — это больше про создание практики с системным подходом. Это не инновационный продукт, а инновационный подход с точки зрения практики, того, что может быть по-другому».
Архитектор и куратор программы «Дизайн общественных интерьеров» Федор Ращевский рассказал о принципах цикличной экономики и том, как ее можно применить при проектировании интерьеров и зданий. «При линейной экономике 80% потребительских товаров оказывается на свалке, а многие материалы используются только один раз. При циркулярной экономике отходы перерабатываются и используется повторно. Ее главные принципы — использовать возобновляемые материалы, превращать продукт в услугу, продлевать жизненный цикл продукта и развивать совместное использование. Чтобы применить эти принципы в архитектуре, нужно проектировать так, чтобы это можно было разобрать, описывать материалы, которые могут быть переработаны и, если пока технологии для переработки определенных элементов нет, как это можно будет сделать в будущем», — заявил Федор.
Эксперт по инклюзивному дизайну Сбербанка Валерия Курмак выступила с лекцией о том, как технологии, которые сейчас разрабатываются для людей с инвалидностью, помогут всем в будущем иметь нечеловеческие части тела, например, крылья, видеть на огромном расстоянии и управлять компьютером взглядом. «Взаимодействие с внешней средой — это некие химические сигналы, которые поступают в мозг, а он в свою очередь отдает телу какие-то приказы. И эти сигналы могут поступать очень по-разному. Например, вы можете слышать с помощью уха. Но ваш мозг может научиться слышать по-другому — например, с помощью имплантов, которые преобразуют звуковые сигналы и передают их в нервную систему таким образом, чтобы она могла их распознать. Поэтому дизайнерам при проектировании продукта не нужно замыкаться на визуале, а учитывать другие органы чувств и расширять способы взаимодействия».
Екатерина Колчанова, соосновательница «Теперь так» и основательница бережного интернет-магазина «Осока Высокая», рассказала о том, как брендам грамотно вести коммуникацию и вводить бережные практики, чтобы их аудитория захотела включиться и начала своими ежедневными действиями приносить чуть меньше вреда окружающей среде. «Параметры устойчивого развития должны внедрятся в саму стратегию развития компании, во все уровни ее культуры. Мало просто поставить мусорки для раздельного сбора, без правильной коммуникации туда просто никто не будет ничего складывать. Нам важна коммуникация и вовлечение аудитории, нужно с ней разговаривать, только тогда она начинает разделять эти ценности».
Основатель Future Foundation Пётр Левич, кандидат философских наук, исследователь экопоселений Игорь Польский и выпускница программы BA (Hons) Product and Industrial Design Ульяна Коваленко на лекции «Устойчивость. Другой как сложная система. Коммуникация за гранью символического» рассказали о неатропоцентричной архитектуре и других проектах Future Foundation, таких как цикличный календарь.
Полные лекции спикеров ищите на britanka.media, первом российском медиа об ответственном дизайне.