Дебаты, посвященные перспективам системы образования, были инициированы Консорциумом независимых учебных заведений, в который наряду с Британской высшей школой дизайна входят Московская школа кино, Школа компьютерных технологий Scream School и Архитектурная школа МАРШ.
Университеты перестали быть социальным лифтом и гарантией успешного карьерного развития. Появление альтернативных форм образования, готовность бизнеса инвестировать в собственные образовательные платформы, прорывное развитие технологий, а также высокая скорость возникновения новых профессий ставит под вопрос актуальность высшего образования в его классическом виде.
Участникам дебатов предстояло ответить на вопросы, смогут ли университеты адаптироваться к новым скоростям изменений или их заменят альтернативные форматы? «Высшее образование умерло» или «Да здравствует высшее образование!»?
В дебатах принимали участие директор БВШД Анастасия Бутрым, генеральный директор Qiwi и один из партнеров Консорциума Сергей Солонин, директор Innovation Advisory Partners, в прошлом в вице-президент по исследованиям в Сколковском институте науки и технологий Матс Нордлунд, директор Innova HiEd Луэни Морелл, декан драматического отделения Университета штата Калифорния Светлана Ефремова, директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков и музыкант, искусствовед и создатель концепции «Школы будущего» Михаил Казиник. Модерировала сессию директор Консорциума школ Екатерина Черкес-заде.
«Роль знаний в экономическом развитии стран по всему миру стремительно возрастает, опережая значимость средств производства и природных ресурсов. Несмотря на очевидные потребности в адаптации системы высшего образования к потребностям экономики и социума, озвученные спикерами в ходе дебатов, финальный результат голосования свидетельствует о том, что наше общество связывает образованность не только с профессиональной подготовкой, но и с формированием и развитием личностных качеств человека. А в этом замены высшему образованию пока нет. — Комментирует Анастасия Бутрым. — Тем не менее 30% голосов, отданных за альтернативные форматы образования, подтверждают, что с точки зрения профессионального развития у альтернативных форматов, например, программ ДПО, MBA, коротких интенсивных курсов больше шансов быстро адаптироваться к изменениям и требованиям индустрии, обеспечивая востребованность выпускников».
Сергей Солонин отметил в своем выступлении, что разрыв между традиционным высшим образованием и требованиями бизнеса усиливается, во всем мире растет количество выпускников, не готовых к работе. По данным Росстата в России в формальном секторе экономики только 43 % выпускников работают по специальности. Как показывает практика, наиболее эффективное образование дают учебные заведения, тесно связанные с индустрией. Например, в школах Консорциума по статистике около 85% выпускников работают по специальности.
По результатам дебатов 70% зрителей в зале проголосовали за то, что высшее образование не сдаст свои позиции, 30% — делают ставку на то, что будущее за альтернативными формами образования. Но все участники дискуссии сошлись во мнении, что изменения неизбежны. Уже сегодня очевидно, что высшее образование — только часть общей картины. Его альтернативы — уже весомая часть рынка.