На выставке V I R T U A L R E A L будут представлены новые работы художников, созданные в 2020 году в рамках образовательной программы по изучению современной и fine art фотографии в БВШД. Студенты выступают не только как авторы работ, но также являются кураторами выставки и полностью отвечают за концепцию и реализацию проекта. За создание виртуального пространства отвечала компания Art Sound Light Interactive в лице ее со-основателя Андрея Иванова.
Организовав выставку в виртуальном пространстве и поместив в него свои работы, художники невольно рефлексируют о роли виртуальности в жизни современного человека, а также о возникающем диалоге между реальным и виртуальным. Смена контекста и переход от реального выставочного пространства к интерфейсу компьютерной игры способствует совершенно новому опыту как для зрителей, так и для самих художников.
«Задача организовать выставку появилась еще до начала карантина как часть нашей учебной программы. Изначально мы думали об офлайн-выставке, но нам пришлось изменить свои планы. Ограничения из-за пандемии заставили многие художественные организации перейти в онлайн. Для нас важным моментом является опыт зрителя от взаимодействия с нашими работами, поэтому мы смотрели в сторону более иммерсивных проектов. В итоге мы выбрали формат виртуального пространства, построенного с помощью игрового движка, и адаптировали наши работы под него. Важной частью процесса стала наша коллаборация с IT-разработчиком, а также командная работа над организацией выставки», — рассказывает Наталья Арзамасцева.
«Сейчас идеальное время для того, чтобы исследовать то, что дают нам новые медиа. Организуя выставку в виртуальном пространстве и публикуя ее в открытом доступе, мы не только находим способ выставить наши работы, но и участвуем в дискурсе современной фотографии. Само пространство работает как высказывание, которое мы исследуем и осмысливаем наравне с нашими работами. Если же посмотреть в более широком контексте, то такой формат балансирует между доступностью технологии и интересом для зрителя», — отмечает Александр Ильяшенко.
Работа Натальи Арзамасцевой «Семь портретов меня» исследует отношения между фотографией и автобиографической памятью человека. Идея проекта родилась из размышлений художницы о том, насколько собственные воспоминания о ее детстве сформированы за счет фото- и видеоматериалов семейного архива. Художница использует снимки, сделанные отцом в ее раннем детстве. В процессе работы художница манипулирует с отсканированными фотографиями, которые затем были напечатаны цифровым способом. Каждый отпечаток был обработан химическим раствором, который способствовал выходу пигментов из слоев хромогенной фотобумаги. Процесс разрушения изображения затем фиксировался через контактный отпечаток на белый лист акварельной бумаги. Используя возможности виртуального пространства, художница представляет каждый снимок как инсталляцию, состоящую из двух частей — непосредственно фотографии, в большом формате 2х2 метра, и отпечатка с краской, разделенного на три слоя, чтобы подчеркнуть рифму слоями цветной фотобумаги. Таким образом, эксперимент с физическими свойствами фотографических материалов становится метафорой тесной взаимосвязи памяти и фотографии.
В инсталляции Александра Ильяшенко «Это худшее, что я когда-либо видел» художник рассматривает относительную природу понятия шума в контексте катастрофы дирижабля Хинденбург 1937 года через главные массовые медиа того времени: документальную фотографию и радиовещание. В основу работы легла серия из восьми любительских снимков китайского фотографа Фу Чу, которые не были признаны газетами из-за несоответствия кодексу журналиста. Они представляли трагедию эмоционально: на фотографиях высокий контраст, зерно и длинная выдержка. Сообщество журналистов воспринимало это как «шум», мешающий беспристрастному восприятию ситуации. В то же время, в каноническом репортаже Герберта Моррисона присутствовали неразборчивые слова, плач и крик. Тем не менее, он стал показательным в истории репортажа и позже послужили примером для журналистов. При помощи фототелеграфии, художник переводит серию фотографий в звуковой сигнал, подмешивая к нему деконструированный репортаж Герберта.
Открытие выставки состоится 29 апреля в 19:00. В течение двух дней, 29 и 30 апреля, все желающие смогут лично пообщаться с художниками на онлайн-встрече, обсудить выставку и задать вопросы. Вся информация о мероприятии публикуется в событии на Facebook, а посмотреть выставку можно будет на сайте virtualrealexhibition.com