— С какой основной целью приходят студенты? Все ли понимают, что творческая профессия это не только умение создавать что-то руками но и определенный набор внутренних качеств?
— Целей на самом деле несколько. Более того, студенты не всегда сразу понимают свои цели. Мы помогаем им их сформулировать. Студенты часто обнаруживают себя в ситуации, когда они работают на нелюбимой работе. В их работе не хватает творчества, они чувствуют, что то, чем они занимаются, не приносит радости, удовольствия и удовлетворения. И обычно цели, которые стоят перед участниками — больше узнать о творческих профессиях, понять, есть ли у них творческое начало, расширить свои представления о том, что такое творчество, пойти учиться на какое-то творческое направление, но при этом они очень примерно себе представляют, чем занимаются представители той или иной творческой профессии, творческого направления.
Что касается второй части вопроса — все ли понимают, что творческая профессия —это не только умение создавать что-то руками, но и определенный набор внутренних качеств: если коротко, нет, не все. У кого-то есть чуть более четкое понимание, из чего состоит конкретная профессия. У кого-то этого понимания нет совсем, но есть какое-то смутное представление о себе как о творческом человеке. И на курсе мы говорим о том, что помимо творческой составляющей как таковой для того, чтобы быть успешным в профессии, действительно нужны определенные качества. И более того, для разных профессий они могут быть разными. Это набор таких soft skills, как умение работать самостоятельно, умение принимать критику, умение генерировать идеи, умение преодолевать сложности, умение работать в команде, умение сосредотачиваться, рассредоточивать внимание и так далее.
— С какими внутренними установками вы чаще работаете на курсе?
— Если мы говорим про внутренние установки как про что-то ограничивающее, что мешает нам двигаться дальше, то чаще всего это какие-то стандартные представления о том, что творчеством не заработаешь, что творчеством может заниматься только очень талантливый человек. А если у тебя нет какого-то проявленного таланта, то творческими профессиями не стоит заниматься. Либо наоборот, люди считают, что в творческой профессии талант — это единственное, что необходимо, и если я его в себе раскрою, то, соответственно, смогу быть успешным. Также многие, особенно более взрослые студенты, считают, что поздно уже что-то начинать, что-то менять. Страшно начинать все сначала, страшно потерять тот профессиональный и финансовый статус, который у них есть уже на данный момент. Они часто считают, что нужно начинать с самого начала, хотя мы показываем, что на самом деле это не так. И все, что они уже умеют, может быть им полезно и в творческой профессии в том числе.
— Как в такой работе помогает первый день курса, когда студенты все пробуют руками?
— Это имеет в каком-то смысле терапевтический эффект. Это такой проживаемый опыт от первого лица, который помогает понять, что тебе действительно нравится, от чего ты получаешь удовольствие и удовлетворение и чувствуешь, что это твое или не твое. Это не всегда может произойти с первого раза. Но тем не менее, если уже есть какие-то навыки, например, рисования, создания каких то изображений, и человек пробует себя в графическом дизайне, то скорее всего ему это будет сделать проще, чем человеку, который никогда этого раньше не делал. И тому, кто никогда раньше этого не делал, возможно, не понравится, потому что у него не будет получаться.
Первый день курса переводит людей из стадии размышлений «а вот хорошо было бы попробовать» в конкретно «деланье» и получение того самого опыта. Плюс, они делают это в безопасной среде — это все учебный процесс, в котором тебе никто не ставит двойки и результат не влияет на то, получишь ты работу или нет, например. Это такое пространство для экспериментов, в котором можно позволить себе ошибаться. Чего, кстати, на самом деле часто не хватает людям, которые хотят работать в творческих профессиях. Они считают, что сразу все должно быть идеально. А здесь они на практике проверяют и тестируют свои навыки и способности. Выполняя конкретные задания, студенты могут почувствовать и понять, что у них лучше получается, что приносит радость, что их вдохновляет. Это такой эффект лучшего знакомства с собой, эффект погружения в творческую среду.
— Какие наставления вы даете студентам, как продолжить работу над становлением себя как независимой творческой личности?
— Я бы, наверное, провела, некое разделение между творческой личностью и творческой профессией. Потому что опять же, мы можем говорить про творческую личность вне контекста профессии. Мы можем говорить про творческую личность, которая может проявлять себя в принципе в жизни, через творчество. Это не связано с работой. Мы, наверное, не даем конкретных наставлений относительно того, как продолжить работу над становлением себя как независимой творческой личности. Мы скорее, говорим им о том, что нужно начать более близкое знакомство с собой, со своими сильными сторонами, навыками и ограничениями, стремлениями, ценностями, способностями, желаниями и так далее. Мы знакомим с тем, что такое творческие профессии и что еще требуется помимо творческих способностей. Мы всячески поощряем студентов и предлагаем им продолжать привносить творчество в свою жизнь через разные совершенно возможности: на своей текущей работе, вернуться к каким-то творческим хобби, которые у них были, или начать что-то новое и посмотреть, может быть уже этого им будет достаточно для того, чтобы создать какой-то баланс в своей жизни. И, конечно же, мы советуем работать над ограничениями и установками, которые мешают им двигаться вперед, мешают пробовать, что-то менять.
Интенсив «Поиск творческой профессии» стартует 13 февраля. За два дня участники познакомятся с разными направлениями в креативной индустрии и инструментами самоопределения и креативными техниками, пробуждающими творческие способности.