Стираются границы между предметным дизайном и искусством (коллекционным дизайном). Время, когда дизайн должен выполнять утилитарную функцию ушло. Рынок насыщен большим количеством предметов, отсутствует дефицит. Сейчас практически нет чисто функциональной необходимости купить стул или стол, есть широкий выбор предметов во всех сегментах- от экономичного до люксового.
Сегодня мы обращаемся к своему пространству, к своему интерьеру и стараемся его наполнить эмоциями. Эстетическая функция донесения чувств и эмоций у предмета чуть ли не превалирует над функцией.
Объектом желания является предмет, который несет ценность, который удовлетворяет желания. Потребность в любви, потребность в признании, потребность в том, чтобы быть правым, чувствовать важность, сэкономить, желание принадлежать определенной социальной группе или быть уникальным — все это желания, которые можно удовлетворить. Это различные причины, по которым люди приобретают предметы (товары). Если дизайнер сумеет передать эту ценность клиенту, удовлетворит его потребность, его желание, то он решит свою задачу. Сделать он это может разными способами.
Когда мы общаемся со зрителем через предмет, общение проходит через воздействие на каналы восприятия — зрение, обоняние, слух, наше тело и мозг. Через эти каналы предметные дизайнеры общаются со зрителями, доносят разные эмоциональные посылы. Мозг — это вся та база знаний, тот личный опыт каждого, который мы прошли до настоящего момента времени. Это то, с чем мы будем сравнивать все, что мы будем видеть, слышать и чувствовать. Основным каналом восприятия является зрение, это 80% восприятия.
Очень сильным и важным инструментом является силуэт и форма предмета. Когда мы видим плавную форму, какие эмоции у нас внутри начинают работать и почему? На подсознательном уровне мы воспринимаем мягкую форму как что-то комфортное, удобное. Мы расслабляемся. А в случае с острой формой происходит обратное — мы начинаем вспоминать острые формы и подсознание напоминает об опыте взаимодействия с ними, наше внимание начинает очень сильно собираться и мы внимательно всматриваемся в предмет. То есть и то, и другое можно использовать как инструмент, и то, и другое работает со зрителем, но работает очень по-разному. В одном случае мы даем человеку немножко неприятный ассоциативный ряд, но при этом предмет будет удерживать его внимание, а в другом — мы расслабляем зрителя, ему комфортно, но при этом он не будет долго внимание на этом плавном удерживать.
Один из самых мощных инструментов при работе с эмоциями — это цвет. Считается, что цвет обладает наибольшим влиянием на аудиторию, и в зависимости от того, как мы его используем, мы можем по-разному общаться со зрителем. Например, цвет может быть теплым или холодным. В одном помещении нам будет по ощущениям прохладно, во втором нам будет жарко. Был такой эксперимент, когда одну и ту же комнату выкрашивали в теплые и холодные цвета, запускали туда одного и того же человека и постепенно понижали температуру. В комнате, которая была выкрашена в холодный цвет, человеку становилось холоднее гораздо раньше, чем в помещении, которое покрасили в теплые оттенки.
У цвета помимо теплого/холодного есть и другие качества: это оттенки этого цвета или его тональность. Помимо того, что он несет заряд температуры, он может служить индикатором о том, что что-то является натуральным, а что-то ненатуральным. Этим активно пользуются те, кто делают дизайн упаковки. Зайдя в магазин в поисках чего-то полезного и натурального, вы вряд ли купите кислотно-желтый пакет молока. Скорее всего вы будете выбирать что-то, приближенное по вашим ощущениям к натуральному. Мы привыкли, что в нашей природе преобладают какие-то сложные, неоднозначные оттенки. У них нет очень ярких красок, скорее это какие-то сероватые оттенки внутри каждого цвета. И это воспринимается нами как более натуральное.
Цвет — это понятие всегда относительное. Он живет всегда относительно чего-то. Цвет предмета может быть очень спокойный или очень активный. И то, и другое хорошо в зависимости от задачи. Он по-разному может восприниматься на темном и светлом фоне. Мы можем воспринимать цвета на контрасте к интерьеру, тогда предмет больше выделяется относительно среды, или, он может быть сближен по тону и цвету к окружающей его среде, тогда он визуально сливается, пропадает. Мы можем с помощью цвета подчеркивать или скрывать форму.
Могу также порекомендовать книги, которые, мне кажется, стоит почитать любому дизайнеру. Есть прекрасная книга «Объекты желания» Адриана Форти, которая рассказывает о становлении профессии дизайнера. Это набор эссе, которые рассказывают, что такое дизайн, как и почему он возник, какие есть взаимосвязи с историческим контекстом. Также очень советую книгу Виктора Папанека «Дизайн для реального мира», «Ководство» Артемия Лебедева, «Дизайн и время» Лакшми Бхаскарана, «Искусство цвета» и «Искусство форм» Иттена (простые книги для начинающего).
Если вы начинающий дизайнер и хотите за быстрый промежуток времени вникнуть в профессию, понять, что вообще ваше/не ваше, то в Британке есть подготовительное отделение, на котором преподают те же преподаватели, что и на долгосрочных программах. Сейчас здесь также появилась новая среднесрочная программа по дизайну мебели, на которой преподают ведущие профессионалы индустрии.
Делайте классные понятные продукты, общайтесь с вашей аудиторией и делайте жизнь людей лучше!