Мода сочетает в себе много наук, ведет за собой этот важный процесс экологичности, показывает, как и где можно применять новые знания и технологии.
Технологические изменения, которые меня вдохновляют, — это виртуальность и создание альтернативных тканей. Все мы знаем, что существуют созданные человеком ткани, которых не было в природе. Сейчас мы начинаем бережно относиться к экологии, к планете и к себе. Мы уже можем делать потрясающие этические материалы и заменять ими существующие ткани. Например, можем делать эко-кожу из мицелия, одежду из апельсиновой кожуры, виноградных отходов винной отрасли и даже коровьего помета! Мы можем создавать ткани буквально из воздуха, когда из выбросов СО2, содержащихся в атмосфере, производят полиэстер. У нас есть хлопок, который можно выращивать в пробирке. Это в 10 раз быстрее и сокращает затраты на воду, человеческий труд, токсины, которые требует выращивание хлопка. Все эти ткани уже существуют и помогают сократить количество ресурсов, необходимых для производства текстиля. И за такими необычными альтернативными материалами будущее.
Также меня интересует виртуальность — не только с точки зрения того, что мы теперь можем наряжаться для соцсетей и онлайн-площадок, не покупая физическую одежду, а значит, и не производя отходов. После одного мероприятия она не отправится на свалку, потому что ее физически не существует. Мне нравится в этом и возможность попробовать разный стиль, увидеть себя со стороны. Но также это огромное поле для бизнес-идей — мы уже имеем виртуальные примерочные, которые позволяют примерить на себя вещь без необходимости куда-то идти. И это открывает новые возможности для байеров, например.
Сейчас по понятным причинам набирают популярность виртуальные показы мод, что тоже значительно сокращает экологический след. Так сделали, например, на Helsinki Fashion Week — они создали цифровую деревню, куда мы (вернее, наш аватар) могли бы попасть.
Через 3-5 лет дополненная реальность, которая позволит нам примерять вещи, станет нормой. Будут очень распространены цифровые приложения для менеджмента гардероба — весь гардероб будет в цифровом виде, и можно будет составлять луки, знать, где что лежит, что нужно купить, а что уже есть в избытке.
Также в индустрии моды будут активно применяться технологии блокчейн и чипирования одежды. Сканируя бирку, мы сможем узнать всю историю вещи — откуда она, с какого поля этот хлопок, с какого фермерского хозяйства. И главное — что делать с вещью после окончания носки, куда ее можно сдать, чтобы удержать ресурс в системе, что можно сделать из этого волокна. Я была на заводе в Германии, который собирает огромное количество одежды и текстиля в Европе. Там работают люди, которые вручную определяют состав волокон, из которых сделана одежда. И новая технология чипирования поможет оптимизировать этот процесс, мы сможем делать умный химический ресайклинг и восстанавливать волокна, а не просто перемалывать все изделия в одной куче, теряя ценность материалов.
Также, мне кажется, станет нормой для многих людей брать одежду в аренду — это еще одна из циклических моделей в моде, которая предлагает одежду как сервис. Мы будем владеть меньшем количеством вещей и, как следствие, меньше выкидывать.
Доказано, что 80% экологического следа закладывается на уровне дизайна. Но не все дизайнеры еще об этом думают, хотя уже начинают — все больше и больше. Это отразится на материалах, технологиях и бизнес-модели. Дизайн — это не эстетические характеристики вещи, а то, как она произведена, доставлена, продана, переработана. Дизайнер может предусмотреть и сконструировать все процессы, и поэтому он, а не экономист, который складывает и умножает, оказывается в центре экономики. Ответственность дизайнера в том, чтобы понимать и учитывать все это. Томми Хилфигер заявил, что с 2022 года будет продавать одежду только на заказ через виртуальные магазины, чтобы не делать лишнего. Если гиганты индустрии откликаются так на повестку, то для небольшого бренда и для начинающего дизайнера лучше сразу все делать правильно.
Получается, что знание технологий, умение ими пользоваться очень важно, и задача дизайнера — их изучать и разбираться в них. И, конечно, знать все про материалы, из которых он создает свою одежду и аксессуары — откуда они приходят, никто ли не пострадал при их производстве. Роль современного дизайнера растет, и его ответственность тоже. И это хорошо, ведь наша жизнь должна стать лучше. Именно к этому мы и движемся.