— Почему вы решили стать куратором?
— Я стала куратором, потому что оказалась в нужное время в нужном месте — в компании marka, которая первой в России занялась продюсированием выставок современного искусства без привязки к конкретной площадке и без государственного финансирования, в частности, — привозом и адаптацией зарубежных проектов.
Первой выставкой, в подготовке которой я участвовала, была экспозиция видеопортретов Энди Уорхола из Музея современного искусства в Нью-Йорке. Куратором проекта был Клаус Бизенбах — после работы над позиционированием Procter&Gamble в ритейле это казалось невероятным. Я пришла в искусство из рекламы — на третий год продвижения шоколадок и шампуней в регионах, мои коллеги поняли, что мне скучно, так как после работы я бежала на вечернее отделение РГГУ, заниматься историей искусства, читала сложные книжки в обед и прогуливала корпоративы. Так как сфера креативных индустрий была довольно узкой в начале 2000-х, я пришла в marka с рекомендациями рекламщиков и очень быстро выросла — из менеджера по работе с клиентами в креативного директора, а затем куратора собственных проектов компании. Несмотря на то, что многое изменилось, главным в кураторской профессии остается репутация — по рекомендациям коллег к кураторам приходят новые исследовательские и выставочные проекты, а также предложения присоединиться к команде того или иного музея на постоянной основе.
— Как изменилась функция куратора в последние годы?
— Раньше куратор, прежде всего, открывал новые имена, разрабатывал оригинальные выставочные форматы и стремился к работе над выставками-блокбастерами, создавая себя как узнаваемый бренд. Сегодня куратор выполняет функцию этического агента — берет на себя задачу создания среды для формирования знания, которое помогает нам жить, формулировать и перепридумывать смысл и модели со-бытия в этом мире В современных кураторских проектах звучат разные точки зрения на актуальные проблемы, включая негативные проявления политических и экономических режимов. Сегодня куратор сосредоточен на поиске художников, которые были необоснованно проигнорированы системой или подверглись дискриминации, а также тех, кто предлагает альтернативный способ осмысления и решения проблем, которые мы переживаем вместе.
— Какой основной навык куратора?
— Умение видеть неочевидные связи между происходящими в мире процессами и тем, как эволюционирует язык и проблематика работ современных художников. Этот навык формируется на пересечении опыта и исследований — непрерывного взаимодействия с теоретическим знанием и поиска оптимальных решений для показа конкретного комплекса работ.