— Почему вы занимаетесь исследованием перформанса?
— Во-первых, в нашей стране исследователи перформанса заранее занесены в «Красную книгу». Во-вторых, когда я начинала, это было невероятно интересно. Надо сказать, интересно до сих пор. В-третьих, судьба выбирает тебя для каких-то задач и целей, и если у тебя есть умение слышать себя, помноженное на любопытство, ты благодарно подчиняешься.
— Как на вас повлияла работа с Мариной Абрамович?
— Многолетнее общение с Мариной было и остается очень яркой частью моей биографии. В моем случае, чтобы ответить на этот вопрос шире, надо понять, о ком мы говорим — о Марине, об Абрамович или о Марине Абрамович. Это совсем разные истории.
— Какие основные hard skills для перформера?
— Тут я должна возразить: для перформансиста. Потому что есть разница между performer и performance artist. Перформансист, мне кажется, должен понимать: а) что такое искусство перформанса; б) какую дорогу он выбирает и готов ли он быть честным.
— Как перформансисту заработать на жизнь?
— Зависит от страны. Если ты хочешь стать художником, чтобы зарабатывать много денег, иди в блогеры, становись Энди Уорхолом, продавай воздух, декорируй яхты олигархам, женись на Гале, реанимируй принцип "Avida Dollars". Но скажу кое-что обнадеживающее: сегодня перформансисту в странах, где современное искусство поддерживается и более-менее развивается, жить гораздо легче, чем, скажем, лет 30 назад. В том числе и в финансовом отношении.
— Назовите 3 перформансистов, с чьими практиками необходимо познакомиться.
— Кроме Абрамович, классики — Тейчин Сье и Крис Берден или современные Регина Хосе Галиндо и Йингмей Дуань, например.