1. Расскажите о том, что вы сообщество
Проверьте все коммуникационные каналы: везде ли вы указали, что вы сообщество/вокруг проекта создается сообщество? Так люди поймут лучше, что тут происходит, почему коммуникации выстроены именно так.
Не стесняйтесь называть себя сообществом на самом старте, когда еще кажется, что ничего нет. Обращение «участники сообщества»/«мы сообщество» поможет создать задел на будущее и лучше настроить людей на совместную деятельность и взаимодействие. Если хотите еще большей элитарности/закрытости, то придумайте специальное название для ваших участников сообщества, например, фитнес-проект Sekta называет участников sekta-нты.
2. Расскажите, о чем ваше сообщество
Пропишите это на всех коммуникационных площадках. Сделайте раздел или пост «О сообществе», чтобы люди понимали, куда они попали и что здесь происходит. Это может быть манифест или менее пафосный текст.
Ответьте на вопросы: зачем этот проект/сообщество миру? Какая у него цель? Какие потребности людей оно решает? Какая у него миссия, какая от него польза и чего люди, которых вы объединяете, хотели бы достичь? Чем «живет» наше сообщество и какие ценности транслирует?
Пример: ЛШ, Blablacar и TravelMassive.
3. Идентифицируйте участников
Пропишите в разделе «О сообществе», для какой аудитории это сообщество и кого в нем ожидают увидеть. Так незнакомые люди увидят, что они похожи и им есть о чем поговорить, а те, кто явно не подходит — отсеются естественным образом.
Ответьте на вопросы: для кого предназначено это сообщество (опишите вашу аудиторию)? Что объединяет этих людей: проблемы, задачи, совместный опыт, география, образ жизни и социальный статус, взгляды и идеология, увлечения?
Пример: TheBellClub.
4. Закрепите правила
Они создадут в комьюнити безопасный микроклимат и среду для самовыражения, а неактивным участникам помогут себя проявлять. Вы их можете придумать как самостоятельно, так и с командой или ядром сообщества. Не создавайте чрезмерно строгих правил, а то убьете всю активность на самом старте.
Укажите, как вы хотите, чтобы участники относились к друг другу и чего они ожидают от взаимодействия? Что недопустимо в сообществе, а что поощряется? В каком формате рассказывать о своем проекте, чтобы это не было расценено как реклама и продажи? Что делают с теми, кто нарушает правила и кто конкретно отвечает за модераторство? Есть ли определение, кто такой «активный участник» и как им стать? Есть ли минимальный уровень вовлечения в жизнь сообщества и какой, чтобы быть его частью?
Пример: Creative Russia.
5. Укажите контакты сотрудников, кто так или иначе взаимодействует с сообществом (идеолог, лидер сообщества, комьюнити-менеджер, продуктолог, основатель, руководитель саппорта).
Людям важно понимать, что они общаются с не обезличенными персонажами, которые скрывают себя.
Ответьте на вопросы: как их зовут? За что они отвечают и по каким вопросам к ним обращаться? Как их найти в соцсетях и на какую рабочую почту писать (всё равно ж вычислят)? И, возможно, стоит добавить их фото, видео-приветствие, короткую цитату этого человека (зачем ему это сообщество) или короткий рассказ о себе.
Пример: Pro женщины.
6. Расскажите о скрепах и истории
Когда новичок в сообществе знает, что было до него, то и легче разговор завязать, и понятно, чем тут люди живут и дышат. Неизвестность пугает, а история дает опору и понимание, почему здесь именно так. Если остались фотоотчеты с ивентов, скрины экранов-созвонов в Зуме или смешных шуток, мемов, цитат, фото набросков черновиков и планов по развитию сообщества, то тоже их добавьте — такие исторические артефакты интересно разглядывать.
Ответьте на вопросы: как появилось ваше сообщество, когда и в какие даты, напишите в хронологическом порядке (не смущайтесь, если сообщество совсем молодое, всегда и всем есть что рассказать)? Что происходило в каких месяцах и годах? Какие люди особенно повлияли на его развитие на старте и в процессе, какие конфликты были? Какие важные мероприятия и активности происходили?
Примеры: Mesto. и Sekta.
7. Напишите короткий пост о себе
Расскажите на коммуникационных площадках сообщества о лидере/комьюнити-менеджере/основателе сообщества, чтобы люди видели в нем не функцию, а человека из «их стаи» и олицетворение сообщества.
Укажите, почему вы этим занимаетесь, какая ваша зона ответственности и по каким рабочим вопросам к вам обращаться, что вам больше всего откликается в сообществе и чем вы можете быть полезны вне его. Укажите свои всевозможные контакты и разместите свое фото, чтобы вас можно было узнать на мероприятиях.
8. Расскажите о своей причастности к проекту
Укажите во всех соцсетях в описании своего профиля, что вы причастны к этому сообществу/проекту, и дайте на него ссылку, расскажите, в чем может быть польза сообщества для каждого и каким людям (по ценностям, образу жизни, потребностям) оно будет полезно. Это даст приток новых участников, партнерства, коллаборации.
9. Как происходит процесс вступления новых участников в сообщество
Благодаря развернутому ответу люди поймут: они часть сообщества или нет, и к ним ли относятся все те сообщения, где вы обращаетесь к участникам сообщества. Подумайте о закрытости: сейчас большая потребность в уютных безопасных пространствах. Возможно, стоит разделять сообщество и взаимодействие с потоковыми пользователями вашего продукта.
Укажите в формате инструкции, как стать частью сообщества: подписаться на странички в соцсетях, на рассылку, внести взнос, заполнить анкету на вступление, подать заявку и пройти собеседование и тд. Укажите максимум подробностей (например, про дедлайны подачи или одобрения заявок), чтобы было меньше неизвестности.
Примеры: Mesto., Вастрик.Клуб и AvgvstClub.
10. Расскажите о лидерах сообщества
Пользователи лучше воспринимают какие-то идеи, если их транслируют понятные им по образу жизни люди, поэтому не рассказывайте об идеях сообщества обезличенно: пусть о них расскажут те, кто уже причастен к комьюнити. Сделайте отдельную страничку на сайте, в блоге, соцсетях или расскажите о них в разделе «О сообществе». В будущем этих людей можно сделать амбассадорами (пример: TheOratorClub).
Ответьте на вопрос: кто самые активные участники сообщества? Попросите их коротко рассказать о себе, возьмите у них интервью, узнайте, чем они интересуются, занимаются и почему причастны к сообществу? Какие задачи через него решают и в чем уникальность сообщества?
Примеры: NNedre и Травки, Сила ветра.
11. Соберите отзывы о пользе сообщества
Если ваше сообщество зародилось в буквальном смысле не вчера, то логично указать отзывы о том, какую пользу оно уже принесло людям. Создайте раздел с отзывами. Отзывы не обязательно должны быть помпезными: «благодаря сообществу я изменил свою жизнь, окружение, с помощью него привлек инвестиции». Если люди напишут, что тут всегда получают быстрые ответы на вопросы от релевантной аудитории, то это тоже отлично!
Чтобы собрать отзывы быстрее, разрешите их присылать не только текстом, но и в формате аудиосообщений. А чтобы люди не терялись и понимали, что можно в отзыве сказать, то скидывайте сразу парочку референсов (которые можно самостоятельно сочинить).
Пример: Heg.ai и Атланты.
12. Начните вовлекать пользователей в разработку продукта
Займитесь сотворчеством и сопроектированием сообщества. Сделайте рассылку, пост, назначьте интервью с активными пользователями, предложите делиться идеями на сайте проекта (пример — Спортмарафон и Lego). Самых активных вовлекайте дальше в разработку этих нововведений.
Спросите: что каждому хотелось бы получать от взаимодействия с людьми в сообществе? Какие у них есть идеи по развитию? Что больше всего бесит, что нравится? Чего лично им не хватает в сообществе? Подкиньте идей, чтобы было от чего отталкиваться: не ввести ли нам менторство/обмен знаниями или встречи по четвергам/совместный просмотр фильмов и тд.
13. Напишите пост, сделайте публикацию в блоге или рассылку о том, кому вы благодарны и за какую значимую микропомощь
Можно ввести такую тематическую рубрику в соцсетях и писать о значимых людях регулярно. Людям важно признание и внимание, что их время не зря потрачено, а вам их лояльность.
14. Напишите сообщение-шаблон для новых участников
Процесс онбординга крайне важен: любому приятно быть желанным гостем в сообществе, понимать, что к чему, и чтобы помогли организовать мягкое знакомство с другими участниками.
Укажите в сообщении: где прочитать о сообществе? Какие в нем правила? Что можно сделать уже сегодня и какую пользу для себя получить? Есть ли база знаний и где задавать вопросы? Где посмотреть список участников/по какому хештегу и где анонсированы ближайшие активности? К кому обращаться по разным вопросам? К кому обращаться, чтобы познакомили с конкретными участниками?
Пример: VC и Drive2.
15. Формируйте базу знаний
Наверняка, в вашем сообществе постоянно проскальзывают полезные ссылки, названия, упоминания чего-то ценного — такой совместный сбор релевантной информации может быть полезен многим, поэтому здорово продумать, как эти знания можно сохранять внутри сообщества.
Сделайте заметку в Notion или Google Таблицы с возможностью комментирования. Анонсируйте, что отныне надо не забывать и дублировать сюда полезное, выберите, кто будет отвечать за сохранение актуальной информации, дополняйте файл и закрепите его в сообществе на видном месте. База знаний поможет создать дополнительную ценность сообществу и хороший инструмента рассказа о вас.
Пример: Розетка и на основе Airtable
Важно: Если делаете что-то, то сразу думайте, как это адаптировать под другие каналы коммуникаций (блог, соцсети, сториз, рассылка, мерч) и распространить через них, чтобы ваша работа не пропадала зря, а участники сообщества точно ее увидели.
Если вам интересна тема комьюнити и вы хотите создать действительно активное сообщество, а не просто собрать аудиторию вокруг проекта, то приходите на интенсив «Комьюнити-менеджмент».