Sustainable fashion или «устойчивая мода» — концепция, которая в России пока еще только начинает приживаться. И даже сам термин Sustainable fashion в русском языке в настоящее время не имеет точного перевода. Экологичная, рациональная, сознательная, этичная — это все о ней, о Sustainable fashion.
Да, действительно, Sustainability — как Цветик-семицветик, который складывается из использования тканей, например, органического происхождения, из прозрачности поставщиков: где покупаешь, кто и как это производит, как ты доставляешь материал. Не сшить лишнего — это тоже проявление этичного производства. Насколько ты заботишься о своих работниках, какие у них условия труда — еще один базовый критерий «устойчивой моды».
Идея осознанного бизнеса заключается в том, каких людей ты нанимаешь, сколько им платишь, чем ты окружаешь себя, насколько ты целостный человек и насколько у тебя целостный продукт. Новое поколение сразу чувствует фальшь. Sustainability — это когда ты строишь не просто диалог с покупателем, а уважительный диалог: даешь потребителю некую ценность, но не навязываешь.
И, на первый взгляд, кажется, что Sustainable fashion может «случиться» где-то там, где экономика более развитая и устойчивая, где производство более технологичное, а потребление значительно более осознанное.
Елена Хашим, выпускница БВШД, не просто основала марку Solh, построенную на принципах устойчивой моды, но и успешно ее развивает, несмотря на последствия пандемии.
Елена: «Оборот в интернет-магазине Solh увеличился в три раза по сравнению с прошлым годом. Но не это самое главное. Главное — мы пришли к тому, что начали работать по запросу.
Когда офлайновые магазины закрылись из-за локдауна, мы начали делать еженедельные прямые эфиры — онлайн-показы в нашем аккаунте в Инстаграм*. Мы не создавали всю коллекцию сразу, а решили выпускать капсулами по 5-6 единиц. Показали 5 образцов в прямом эфире, услышали, что люди сказали, на следующий раз продемонстрировали то, что мы сделали по запросам — изменили цвет, длину изделия и т.п. Тот самый Agile в fashion-индустрии. Это была вынужденная обратная связь, но именно благодаря ей, мы как разработчики услышали клиента. Когда у тебя есть одна схема бизнеса B2B и когда она рушится, ты начинаешь искать выходы на максимуме своих креативных возможностей.
Раньше мы слышали только оптовиков, которые исходили из своего мировоззрения и отталкивались от того, чем загружен магазин, а не от потребностей конечного потребителя».
На что обычно расходуются ресурсы fashion-отрасли при разработке продукта?
Елена: На разработку, пошив образцов, доработку первичного образца, утверждение и прошив готового сэмпла. Обнаружилось, что на фазе планирования, когда мы только разрабатываем прототипы после отрисовки, начинается самый длительный процесс – пошив, изменение конструкции, примерка, ещё один образец, затем ещё один. Это время, ткань, трудозатраты.
Проанализировав это, мы решили перенести первичную разработку прототипа в виртуальную область. Тем более, что при нынешней ситуации нужно было снизить все затраты буквально в ноль. Для этого мы проанализировали существующие виртуальные программы и выбрали максимально подходящую под наш запрос Clo 3D.
Программа Clo3D сейчас знакома многим. Она позволяет менять свойства ткани, цвета, модели; показывать результат; брать фидбек. Я думаю, это огромный шаг для того, чтобы говорить, что мы sustainable.
Как донести идею осознанного потребления до покупателя?
Елена: Как выяснилось, это сделать проще, чем казалось. Когда мы перешли к капсульному гардеробу и дали покупателям возможность выбирать и миксовать разные варианты «верхов» и «низов», стало понятно, что нет необходимости производить ещё одну тонну никому не нужных вещей, если приобщить конечного потребителя к процессу производства, присоединить покупателя к созданию продукта.
Это огромный инсайт, потому что не просто ты придумал и продаёшь, а мы совместно создали! Клиент захотел — мы услышали и исполнили. Получи супер продукт, в одном экземпляре, только для тебя. Покупатели присылали нам многочисленные благодарности.
Сама идея метаморфоз — она про Sustainability.
Дарья Ядерная: Когда ты даёшь человеку одну вещь, и он может носить ее разными способами, — это тоже вариант осознанности. Клиент сам наполняет вещи смыслом. Тебе не нужно иметь много вещей, тебе нужно иметь вещи, которые метаморфозны.
Съемные элементы на вещах — интересная тема. Например, ты уже не носишь какую-то вещь, а отдельный ее элемент можешь оставить и использовать. Эта вещь продолжает жить.
Пусть это будет не много вещей, но много свободы для клиента там, где он сможет собирать бесконечное множество вариантов.
Осознанность в коммуникациях — это тоже Sustainability.
Дарья: Мы засоряем мир клиента не только ненужными вещами, но и информационным мусором. В итоге покупатель утрачивает доверие, потому что его время ограничено, и он хочет слушать того, кто искренне с ним говорит. Я думаю, следующим уровнем Sustainability должно стать очищение от информационного мусора и шума — фейковые новости, супер тема успеха, реклама и т. п. Важно просто делать свое дело, получать удовольствие и вдохновлять людей.
Есть разные вещи и есть разные женщины — это тоже тема искренности: смотрите, я делюсь с вами, как можно носить вещи нашего бренда обычному человеку в обычной жизни.
В чем заключается выгода Sustainability для производства?
Дарья: Это и в производстве выгодно, и клиенту мы даем понять, что не пытаемся продать ему 10 вещей. Тем более, что сейчас в сложившейся ситуации у людей не очень много денег, они в принципе могут купить не очень много вещей.
Сокращение каналов продаж тоже можно считать Sustainability. В этом случае клиенту мы можем предложить лучшую цену, потому что продаём напрямую.
Sustainable fashion и ценовая политика.
Вопрос к Елене: Сейчас говорят об экономическом кризисе на Украине, скажи, вы снижали цены?
Елена: На продукт, разработанный во время карантина, мы поставили минимальную цену. Коллекции, которые мы создаем сейчас, стоят столько же, сколько стоили до карантина.
У нас есть определенный ассортимент товаров по очень выгодной цене. Этот пул товаров позволяет новым покупателям знакомиться с брендом. На остальные коллекции мы не снижали цены, потому что остро стоит вопрос рентабельности и эффективности производства — нет хороших тканей, много брака и перекроя.
Но мы сделали базовые вещи, которые нужны и доступны всем. Многие пошли по пути удешевления, но это, на мой взгляд, не очень правильно.
Дарья: Да, я согласна, если клиент чувствует реальную ценность, он найдёт деньги, потому что речь идет не об отсутствии денег как таковых. Цена — это не самое главное. Самое главное — история которую мы рассказываем посредством нашего продукта.