Сергей: У банка ВТБ и Британской высшей школы дизайна стартует первая совместная программа. И сегодня мы с вами поговорим про финтех и нашу программу.
Иван: Начну с того, что такое финтех сегодня. Финтех — это пересечение финансовых услуг и технологий, где технологии применяются для улучшения, оптимизации, развития финансовых инструментов. Если раньше финтех ассоциировался с какими-то внутренними разработками банков и других финансовых институтов, то теперь он проник во все сферы жизни. По сути, любое взаимоотношение с деньгами — это уже финтех или скоро им станет. Если говорить про ключевых игроков, то я перечислю не бренды, а отрасли: тут стандартно банки и необанки, страхование, недвижимость, потребительское кредитование, различные платежные сервисы, инвестиционные платформы, большое направление связано с блокчейном, и можно, наверное, еще долго перечислять.
Сергей: За свою профессиональную практику я сталкивался с российскими и международными банками, которые не представлены у нас. И одно из моих наблюдений в том, что задачи, связанные с финтехом настолько прокачивают именно дизайн-экспертизу, продуктовую экспертизу в дизайнере, что становятся очень крутой школой, после которой любые другие задачи кажутся проще. И это действительно является очень важной ступенью для дизайнера.
Максим: Финтех — это очень прикладная история, которая пронизывает все сферы жизни. И наша главная задача сделать сложные вещи простыми. Если мы вспомним ассоциации людей с финансовыми операциями лет 5-10 назад, в массовом сознании это было что-то сложное. Сейчас это уже абсолютная норма. Но еще огромное количество вещей, которые только становятся доступными для большинства людей.
Иван: Мне вообще кажется, что развитие финтеха в целом повышает финансовую грамотность населения. Увеличивается процент людей, которые стали относится к финансам более осмысленно, люди стали вкладывать деньги. Мне кажется, что это большой плюс.
Сергей: Удивительно, что в России действительно диджитализация финансовой части экономики, например, мест, где можно оплатить при помощи Apple pay, гораздо больше, чем во многих европейских странах. Я думаю, что успех российского диджитала заключается еще в том, что дизайнеры, разработчики, предприниматели, видимо, рассматривая контекст вокруг себя, создаем наш уютный и идеальный цифровой мир. И какое-то отсутствие сервиса снаружи замещаем идеальным сервисом внутри. Многие сервисы в России, даже государственные, действительно не имеют аналогов. И здесь меня интересует причина, почему человеку в России вот этот вот уровень цифрового сервиса настолько важен. Вопрос к Ивану — как дизайн-команда банка находит место для работы, которую можно назвать творческой?
Иван: Кажется, что наша работа — это верстка бесконечных платежных форм. На самом деле, простор для творчества огромный, если правильно подойти к задаче. Например, у нас был проект, где задача звучала так: увеличить количество открываемых вкладов через приложение. Если посмотреть на процесс, то все довольно стандартно: выбираешь вклад, срок, сумму, заполняешь какие-то поля и жмешь «открыть». Но, если копнуть глубже и разобраться, для чего люди открывают вклады, то становится понятно, что многие любят копить на что-то. В исследованиях звучали фразы: «откладываю на отпуск», «коплю на машину», «хочу поменять смартфон» и так далее. Если посмотреть на задачу через цели, а открытие вклада сделать уже в конце, как плюшку к открытой цели, то становится больше пространства для креатива. То есть, если пойти от потребности пользователя, то любую задачу можно сделать интересной.
Сергей: Основная суперсила дизайнеров не в умении расставлять кнопочки и знании дизайн-приемов. А именно в возможности применять свои нетривиальные или, наоборот, тривиальные и правильные решения в разных ситуациях. И в этом плане финтех — это часто такая очень интересная партия в шахматы, где нужны креативные идеи, но они должны быть точными и логичными, как математика, и они часто имеют много последствий.
Максим: Глобальная идея у всех — избавиться от рутинных действий. Если вспомнить, то раньше все финансовые операции упирались в какой-то стресс, рутинную непонятную штуку, где есть куча реквизитов. Мне не хочется, чтобы люди не занимались такими вещами, которые можно автоматизировать.
Сергей: С другой стороны, наша профессия стремительно оцифровывает все стороны жизни, от дейтинга до умных домов. И я чуть переживаю за то, что такая цифровизация имеет под собой, в том числе, цель «оптимизировать» некоторые профессии. И результатом нашей работы часто может стать чье-то увольнение.
Предлагаю поговорить про наш курс. Для меня это очень крутой эксперимент, когда студенты могут попасть в школу, соприкоснуться с командой курса, которому уже 7 лет. И, главное, они могут это сделать только за счет своего таланта, трудолюбия и крутого портфолио. Мне кажется, что это действительно очень круто.
Иван: Вообще идея курса появилась во время просмотра тысяч резюме и проведения собеседований. У нас в компании большая потребность в дизайнерах, а хороших найти очень сложно. Наверное, важную роль играет то, что ты в начале говорил — многие воспринимают финансовую сферу, как что-то скучное, поэтому в принципе, наверное, ее не рассматривают. Поэтому мы решили, если трудно найти, то давайте вырастим своих, научим и возьмем на работу.
Сергей: Если говорить, кому этот курс может быть интересен, то, во-первых, тем, кто действительно хотел получить экспертизу в финтехе. Программа будет выстроена таким образом, что мы делаем максимальный упор именно на этот сегмент задач. И те, для кого финтех, работа в банке является релевантной задачей, это прекрасная программа, чтобы прокачать, систематизировать свои навыки. Наша задача, на самом деле, сделать так, чтобы вы из студента сразу же превратились в боевого дизайнера. И знания, которые даем, мы реверсивно выстраиваем от этой задачи. Поэтому есть определенные входные требования для наших соискателей. Это должны быть дизайнеры, которые уже имеют опыт работы. Во-вторых, обучение — это, в том числе, возможность поработать с командой нашего курса в Британке и прикоснуться к тем знаниям, которые мы годами аккумулируем и даем вместе с нашей методологией.
Максим: Мы обещаем много знаний и рассказывать все, как есть, на максимально интересном примере реальных задач. И те, кто успешно пройдут курс, получат возможность стать частью нашей большой команды.
Иван: Хочу пожелать ребятам, которые хотят развиваться, подать заявки на эту программу. Не то чтобы на правах рекламы, а это действительно уникальная в своем роде коллаборация между банком и образовательным учреждением, которая может дать очень серьезный пуск в будущее. Будущее точно наполнено креативными индустриями. «Страшное» будущее, где всех заменили роботы. Вот они заменят скорее тех, кто не умеет создавать, не умеет синтезировать, кто не умеет придумывать новое. А мы, как люди, которые занимаются дизайном, продуктовым дизайном, как раз те, кто это новое умеет создавать. Я думаю, что для мидлов или джуниор плюс дизайнеров, которые сейчас только встают на эту тропу это прекрасная возможность. Поэтому буду рад со всеми познакомиться, передать свои знания. И мы со своей стороны, со стороны курса приложим максимум усилий, чтобы вы не чувствовали скуку и в течение трех месяцев напряженной работы поняли, что вы сделали огромный шаг вперед.