Все началось в 2020 году, когда ВТБ запустил программу «600 дней». Ее цель — цифровизировать клиентский опыт и запустить новые конкурентоспособные продукты. В рамках этой программы банк планирует привлечь более 800 новых специалистов, в том числе — с компетенциями в UX/UI дизайне. Но практика рекрутеров ВТБ показала, что UX/UI дизайнеров с экспертизой в финтехе на рынке очень мало. И, кроме того, в борьбе за таланты банк вынужден конкурировать не только с финансовыми, но и с технологическими компаниями. В итоге ВТБ решил запустить свою собственную программу подготовки UX/UI дизайнеров в коллаборации с Британской высшей школой дизайна. По задумке программы лучших выпускников ждет предложение о работе в дизайн-команде ВТБ.
«Мы видим, что все больше компаний, не связанных напрямую с креативными индустриями, осознают их пользу и влияние на бизнес, — отмечает Екатерина Черкес-заде, директор Universal University и декан БВШД. — Дизайн способен полностью изменить продукт и опыт пользователя. Совместная программа Британки и ВТБ дала студентам возможность не только создать полезный продукт, но и открыть для себя карьерную траекторию в FinTech».
Совместный курс «Дизайн цифровых продуктов: UX/UI» был рассчитан на три месяца и разработан на основе опыта Британки с добавлением экспертизы ВТБ. В конкурсном отборе с апреля по май участвовали более 400 претендентов. В июне 30 человек получили возможность обучаться на грантовой основе. Кураторами курса стали Сергей Гальцев (Madebymad, ранее креативный директор Redmadrobot), Антон Вдовиченко (Nerve.Ai). Преподавателями от БВШД выступили Лера Терехина (дизайнер интерфейсов в Яндекс.Драйве. Ранее — дизайнер в Redmadrobot.), Василий Сочинский (CEO/Product manager в Easy Fasting и Easy Ten.). Роль менторов со стороны ВТБ играли представители дизайн-команды банка — Наиль Шарапов, Анна Мочалина, Алексей Фирсов, Ирина Соловьёва и другие.
«Проектируя программу, мы опирались на запросы банка ВТБ и определили с их дизайн-командой несколько параметров, — говорит куратор программы Сергей Гальцев (Madebymad). — Основные параметры — это набор скиллов, которые должны иметь на выходе выпускники нашей программы, и навыки, которые мы ожидаем от студентов на старте. Хочу отметить слаженную работу с командой банка ВТБ, — они с самого начала очень профессионально подошли к этому проекту. Пока шел отбор дизайнеров, мы погружали в свои секреты преподавателей, у которых не было опыта работы над такой задачей и в таком объеме. Важно отметить, что наши преподаватели — это, прежде всего, практикующие специалисты, и мы старались передать им тот педагогический опыт, который накопился у нас за семь лет работы в Британке».
На протяжении трех месяцев обучения студенты — практикующие дизайнеры — прошли через все этапы создания digital-продукта, работали с гипотезами, проектировали и визуализировали интерфейс приложения. Ребята прошли путь от идеи через блоки по исследованиям, UX и UI, освоили актуальные методики, подходы и инструменты разработки диджитал-продуктов, познакомились с практиками российских и международных компаний, а менторы из дизайн-команды ВТБ поделились своими инсайтами о работе над продуктами банка.
«Интересно, что, когда ты делаешь офлайн-образование в эпоху постпандемии, ты каждый раз думаешь о том, что в любой момент, из-за заболевшего студента или преподавателя, можешь перейти в онлайн, и качество образования при этом не должно упасть, — комментирует Сергей Гальцев. — После каждого занятия мы обменивались фидбеком со студентами, и каждую неделю синхронизировались с командой ВТБ. За счет правильного ритма внутри каждого блока, каждого занятия и домашней работы, мы смогли пережить два карантина по две недели, в жару, и на выходе получить одни из самых сильных проектов. А самое главное — сохранить команду: из 30 человек до конца дошли 28».
Спустя три месяца обучения 10 команд представили свои финальные проекты по брифам от ВТБ на открытой защите в Британской высшей школе дизайна.
Каждая из десяти команд решала реальную проблему, сформулированную командой ВТБ. Так, команда Сбережения решала задачу привлечения новых клиентов в сберегательные продукты ВТБ через мобильное приложение. Команда Нативная реклама пыталась сделать нативную рекламу более персонализированной для клиента. Над брифом Платежи и переводы работали сразу две команды. Первая искала ответ на вопрос, как сделать так, чтобы зарплатные клиенты ВТБ не переводили свои средства в другие банки. Вторая команда пыталась повысить проникновение пользователей в различные категории платежей и переводов. Ребята из команды Личный кабинет самозанятого пытались создать сервис в приложении ВТБ, закрывающего основные потребности самозанятого. Команда Кредитные карты решала проблему незнания клиентов о том, как пользоваться кредитными картами. Команда ВТБ для неклиентов задалась вопросом, как сделать так, чтобы как можно больше людей, скачавших приложение банка, стали его клиентами. Команда Инвестиции боролась со страхом и неуверенностью клиентов по отношению к инвестициям. Команда Все для автомобилистов столкнулась с проблемой того, что только 7% автомобилистов с ВТБ Онлайн используют приложение для оплаты штрафов, а остальные используют другие сервисы. Команда Онбординг решала вопрос непопулярности функции онбординга в приложении ВТБ Онлайн.
Антон Вдовиченко, куратор программы, отметил: «Я невероятно рад, что удалось сделать эту программу с ВТБ и Британкой. Слушатели курса — замечательные, талантливые и вдохновленные, уверен, что на небе продуктового дизайна скоро загорятся новые звёзды».
«Это было ценным опытом, — признается Елизавета Андреянова, студентка программы. — Курс помог мне осознать свои сильные и слабые стороны в продуктовом дизайне. Я научилась себя слушать и лучше понимать, чем я хочу больше заниматься в дизайне, и на что надо обращать внимание».
«Очень сложно подобрать правильные слова, чтобы описать мои впечатления о курсе, — говорит студент программы, Илья Бахмутов. — Словно, я вновь вернулся в школьное время. Корпуса Британки стали для меня вторым домом, преподаватели — старшими наставниками. Каждый блок обучения помог мне структурировать знания и укрепить любовь к дизайну. Я благодарю кураторов, администрацию школы и всех, кто приложил силы к тому, чтобы этот курс состоялся. Эти 3 месяца остались теплым следом в моей памяти!»
Оценивали и комментировали проекты экспертное жюри из представителей дизайн-команды ВТБ и других компаний из смежных с финтехом сфер: Арнис Миллерс (дизайн-директор онлайн-кинотеатра Okko, ex дизайн-директор Азбуки вкуса), Руслан Новиков (лидер стрима Платежи банка ВТБ), Виктор Полецкий (дизайн-лид ВТБ Онлайн), Наталья Стурза (сооснователь дизайн-студии ANGRY и банка Хайс).
Итог программы на открытой защите подвел Руслан Новиков, лидер стрима Платежи банка ВТБ: «Мы проводим много различных собеседований с дизайнерами, и даже спустя тестовые задания и два часа на собеседовании, очень сложно понять, насколько кандидат хочет и насколько кандидат может. Бывает, что контекст не раскрывается, и мы теряем по сути очень хорошего кандидата. Та работа, которую участники проделали за три месяца, когда погружались в метрики, в продукт, в дизайн-систему, она как раз дает им возможность полностью раскрыться, а нам — быть объективными. Я думаю, что вместе с Британкой мы сделали крутую штуку. Среди участников точно есть лидеры и лучшие получат предложение о работе в ВТБ. А у нас круто! Мы хотим сделать самый лучший онлайн-банкинг. Присоединяйтесь к нам, будем работать вместе».
Запись онлайн-трансляции защиты проектов можно посмотреть здесь.