Лаборатория проходит на базе Московского театра «Новая Опера» им. Е.В. Колобова при участии Сколковского института науки и технологий. Проект реализуется при поддержке Союза композиторов России, Британской высшей школы дизайна и Департамента культуры города Москвы.
Первый этап «взрослой» Лаборатории стартовал 14 ноября 2020 года в онлайн- и оффлайн-форматах. В рамках образовательного периода наставниками участников стали специалисты, активно работающие в сфере современного музыкального театра и направлении новых медиа.
В работе Лаборатории приняли участие гости из Европы — признанные авторитеты в области ART&SCIENCE проектов: Людгер Брюммер (руководитель Института музыки и акустики при Центре искусства и медиа в Карлсруэ (ZKM), Кристал Баур (сопродюсер ARS ELECTRONICA, исследователь с междисциплинарным опытом в области истории искусства, культурного менеджмента и естественных наук) и Карла Спилуттини (продюсер европейской программы фестиваля ARS ELECTRONICA).
Второй этап — процесс взаимодействия и коммуникации объединившихся в восемь команд ученых и людей искусства, поиска ими технологических, психологических и творческих решений для создания восьми сайнс-опер, которые будут представлены 31 октября 2021 года на сцене «Новой Оперы».
В сезоне 2020/2021 основным направлением Лаборатории выбрана стремительно развивающаяся, креативная и перспективная область ART&SCIENCE — современное искусство на стыке художественного и научного подходов, как результат синтеза и синхронизации творческого и технологического процессов.
Кураторы программы «Сценография» — Галина Солодовникова и Полина Бахтина.
Список проектов:
«VOX»
Сценография: Мария Смирнова, Александра Полякова
Исследование феномена человеческого голоса. Его физических параметров, способности влиять на внешнюю среду и вырабатывать свою личностную позицию. Зрители выступят как активные участники эксперимента, способные силой собственной мысли влиять и трансформировать голоса вокалистов. Для этого данные активности их головного мозга будут фиксироваться специальными датчиками и обрабатываться компьютерной программой Мах/MSP.
«Погружение»
Опера про Землю
Сценография: Ольга Кравцова, Екатерина Тимофеева, Елена Сакирко
Основываясь на принципе дополнительности как одном из фундаментальных методологических принципов науки, авторы исследуют существующие параллели между мозгом, музыкальной партитурой и Землей как геологического объектом. Они постараются превратить сейсмическую активность Земли в музыкальную партитуру, в голос. И тому есть основания, так как, у графиков функций сейсмической̆ активности земли и показаний (ЭЭГ) головного мозга человека, оказывается, имеются пересечения.
«LOG»
Glitch opera
Сценография: Юлия Семченко, Ульяна Ерёмина
Привлекая в соавторы иные(а-человеческие) формы жизни, команда берется исследовать природу эксперимента и феномен научного знания прямо на сцене в режиме реального времени.
«CHAOSMOS»
Hopera
Сценография: Фархад Иксанов, Екатерина Цыбулькова
Действие происходит после экологической катастрофы, остался только океан, в котором дрейфует мусор. Сможет ли на Земле снова зародиться жизнь? Как внутри Хаоса зарождается Космос? И в чем заключается реакция Белоусова-Жаботинского? Обо все об этом и не только при помощи искусственного интеллекта мы увидим и услышим в опере Хаосмос, опере о надежде, в том числе на науку.
«SOPHOPHORA»
Экзистенциальная опера
Сценография: Елизавета Рабочих, Глеб Ефимов
Экзистенциальная опера о болезни Альцгеймера и процессе забывания на примере мушки-дрозофилы – модельного организма, благодаря которому ученые уже 100 лет исследуют эту болезнь в лабораториях.
«ЮРА»
Опера-трикстер
Сценография: Александра Хахан, Юлия Шадрина
Авторы перенесут зрителей в утопическое будущее, где эмоциональная жизнь людей сведена к абсолютной нейтральности и экстремальной толерантности, где вместе с главным героем Юрой они проведут когнитивный эксперимент, а что из этого получится, мы все узнаем в ноябре.
«Сигнальный каскад»
Микроопера для организма и музыкально-световых объектов
Сценография: Алина Овсянникова, Анастасия Бородинова
Авторы данного проекта предлагают зрителям услышать, как звучит человеческое тело, совершить арт-экспедицию в микро вселенную, почувствовать себя клеткой человеческого организма, научиться понимать трехмерный язык молекул, узнать о процедурах фолдинга, сигнального каскада, адаптации и гибели клетки.
Сценография: Мира Шевченко, Олена Гранкина
Дихотомию хаоса и порядка авторы исследуют на примере белка, который из неупорядоченного вида складывается в определённую форму. На этом пути белок сталкивается с двумя уровнями конфликтов: внутренним, где белок одновременно стремится и к хаосу, и к идеальной форме, и внешний, конфликт белка со средой, с которой он взаимодействует и от которой зависит.
Авторы раскрывают эту тему через внутренние конфликты современного человека, а так же конфликты с обществом. Используя научные, бытовые, документальные тексты, работающие с понятными, человеческими темами.
Билеты можно приобрести в кассе театра или со ССЫЛКЕ.