Тема цифровизации современного мира остро стоит во всех сферах человеческой жизни. Все чаще физическому пространству люди предпочитают пространство цифровое. Выпускник программы бакалавриата Graphic Design Алексей Себякин и его коллега Полина Абина задумались о том, чем примечательны цифровые следы и чем они опасны, для чего создаются архивы и как ведутся хроники реальных и выдуманных событий, какой цикл жизни у информации и может ли она жить вечно. Эти темы легли в основу их выставки «Облачное хранение», которая была представлена в ГЭС-2 вместе со схожим проектом от популярной арт-группировки «Облачная комиссия» во главе с Аркадием Насоновым.
Кадр из видео, представленного на выставке. Авторы Полина Абина и Алексей Себякин.
Молодое поколение художников обратило внимание на акт бесконечного сохранения информации в Интернете. В ходе продолжительных исследований Алексей и Полина пришли к выводу, что каждое действие, которое человек делает в цифровой или физической среде с использованием технологичных устройств, записывается и может быть воспроизведено в любой момент. Так создаются внушительные массивы информации — архивы.
«Наша работа представляет собой анимацию длительностью четыре минуты, в которой зритель в VR-очках встает на место единицы в кодовом ряду информации, проходящей полный жизненный цикл. Она появляется, копируется, исчезает, переходит в мир цифрового бессмертия и таким образом перерождается», — Алексей Себякин, графический и диджитал-дизайнер, сооснователь студии «Ориентир».
Арт-исследователей привлекли постоянные трансформации мира, подверженного цифровизации. Подобные изменения часто приводят к ошибкам и неопределенностям, которые сталкивают друг с другом две реальности — цифровую и физическую. Речь идет в том числе и о том, как технологии незаметно проникли в жизнь человека и стали ее неотъемлемой частью. С точки зрения комфорта, это существенно облегчило многие процессы, но вместе с тем поставило под угрозу безопасность персональной жизни: умный дом знает все о ваших перемещениях, компьютер и телефон — о поисковых запросах, а избавиться от пугающе точной контекстной рекламы стало практически невозможно.
Один из залов выставки «Облачное хранение» в ГЭС-2.
«Информация, которая генерируется устройствами, веб-сайтами, роботами, обретает цифровое бессмертие по умолчанию. Но сложность заключается в том, чтобы отказаться от него. Ускоренная обработка информации, машинное обучение, искусственный интеллект, персонализированная реклама — на первый взгляд, это преимущества, но возникают некоторые этические вопросы. Тем не менее вывод один — цифровой капитализм продолжит существовать», — делится Алексей Себякин.
Результаты художественных наблюдений не принесли авторам исключительно положительных эмоций. В отличие от коллег из «Облачной комиссии», которые в пародийной форме отобразили архивную и научную деятельность в СССР, Алексей и Полина создали антиутопичный гиперболизированный мир, в котором, стартуя из разрушенного дома и пройдя путь по фантастическим миражам, зритель все равно оказывается на руинах.
Часть выставки, созданная арт-группировкой «Облачная комиссия».
Работы, показанные на выставке, — лишь первый этап совместного творчества Алексея и Полины, которые планируют расширить тематику и изучить дополненную реальность, чтобы еще больше подчеркнуть наслоение цифрового и физического миров. Масштаб будущего проекта велик, ведь авторы намерены работать в разных уголках планеты — от Германии до Кореи и Японии.
На программе бакалавриата Graphic Design вы освоите все инструменты профессионального дизайнера, раскроете свой творческий потенциал и сможете найти визуальное воплощение для любых своих идей. За 4 года вы попробуете себя в разных направлениях дизайна и искусства, поработаете с настоящим заказчиком, а в конце получите государственный диплом о высшем образовании.