Студенты программы дополнительного профессионального образования «Сценография» вместе с командой «ГЭС-2» и под руководством кураторов Гали Солодовниковой, Полины Бахтиной, Марии Зайцевой и Сергея Рябова создали восемь самостоятельных инсталляций: «Детство. Столовая клетка», «Неотения», «Баланс», «Принятие», «Суеверия», Safe Space, «Озеро надежды» и «Границы». Зрителям предлагали погрузиться в «Центр регенерации» и сделать восемь символических остановок, где каждый объект символизировал этап осознания и возвращения к целостности: телесной, ментальной, психологической, социальной. Инсталляции дополнили перформанс хореографов из Академии нового танца, а в создании объектов студентам помогала команда Центра художественного производства «Своды».

Фото: Вадим Штэйн
«Перформанс — это, в первую очередь, максимальное взаимодействие объекта творчества со зрителем. Каждый художник мог наблюдать, как их инсталляция работает в момент показа, какие эмоции вызывает. Также подготовка проекта максимально погрузила их в настоящие условия театральных художников: начиная от разработки идеи, работе в команде с другими авторами до взаимодействия с хореографами, составления смет и календарных графиков, репетиций и показов на зрителя. Поскольку проект „живой“, многие объекты и декорации изготавливались в мастерских Центра художественного производства „Своды“. Поэтому студенты на практике обучились работе с представителями крупнейшей институции, техническими директорами, конструкторами, мастерами, бутафорами, художниками по свету и композиторами. Кроме того, сами студенты участвовали в перформативной части и могли соприкоснуться с профессией актера или перформера изнутри. А у зрителя была возможность повзаимодействовать не только с инсталляциями, но и с авторами — на каждом показе гости задавали студентам вопросы, обменивались мнениями и обсуждали увиденное. В том числе перформанс получил большой отклик в соцсетях», — Сергей Рябов, преподаватель программы «Сценография».
Первой остановкой в маршруте перформанса стала инсталляция Максима Филатова «Детство. Столовая клетка». Она состояла из прозрачного стола-книжки — который раньше был чуть ли не в каждой семье — и хрустальной посуды. Еще здесь звучали записи телефонных разговоров с родственниками автора.

Инсталляция «Детство. Столовая клетка» Максима Филатова, студента программы «Сценография»
«Встреча с аудиторией для меня привычна, поскольку за плечами пять лет работы артистом в Малом театре России. Но в этот раз я впускал зрителя в очень личное пространство, связанное с моими близкими родственниками — между нами не было „четвертой стены“, а это очень важный опыт. За время подготовки перформанса я убедился в важности формирования правильного ТЗ: пусть мы общались дистанционно с видеохудожником Вадимом Кайгородовым, но это не помешало создать качественный видеоконтент, который проецировался на хрусталь и стол. И, конечно, хочу поблагодарить кураторов и преподавателей Британки и всю команду, которая помогла реализовать проект», — Максим Филатов, студент программы «Сценография».
Инсталляция «Неотения» Ольги Кошелевой и Юлии Воропаевой существовала в пассивной фазе — на вытянутом металлическом каркасе стояли 153 банки с детскими игрушками. Так студентки Британки размышляли о связи детства и возможностей организма — сможет ли человек заново запустить процессы регенерации, если погрузится в собственные воспоминания?

Инсталляция «Неотения» Ольги Кошелевой и Юлии Воропаевой, студенток программы «Сценография»
«Важный навык, который я обрела за время обучения в Британке — это навык групповой работы с другими художниками: научилась слышать их, находить точки соприкосновения, компромиссы и через них — новые образы. Очень полезны были уроки композиции с Димой Горелышевым, уроки мастерства и макетирования с Олей Медведевой, а еще лекции Константина Плотникова по современному искусству. Во время обучения мы жили в режиме нон-стоп, но сделали отличный буст — поэтому сейчас, со всеми полученными навыками, хочется дальше двигаться в направлении создания прекрасного», — Ольга Кошелева, студентка программы «Сценография».
«Самое важное в живом проекте — видеть, как он начинает существовать в пространстве, соприкасаться с людьми, как отзываются телесно и эмоционально на работу зрители. Тема саморегенерации позволила студентам вытащить свои внутренние ассоциации и сделала инсталляции очень личными. Выпускники прокачались не только как авторы, но и как мастера, которые своими руками создали в мастерских сложные проекты. Они освоили новые техники: работу с 3D-печатью, тафтинг, литье, реализацию объектов из кожи. В современном искусстве важно не только то, что сделано — но и как это сделано. А качество инсталляций студентов вызывает восторг», — Полина Бахтина, куратор программы «Сценография».
Второй остановкой «Саморегенерации» стала инсталляция «Принятие» Ксении Редько, Анастасии Мироновой, Юлии Ярцевой и Татьяны Миронюк. Это композиция белых стволов березы, покрытых узором ручного письма и израненных металлическими лезвиями. Так студенты метафоризировали символ души, которая принимает испытания судьбы.

Инсталляция «Принятие» Ксении Редько, Анастасии Мироновой, Юлии Ярцевой и Татьяны Миронюк, студенток программы «Сценография». Хореограф: Натали Дойникова
«В нашей инсталляции зрители могли не только свободно гулять меж берез, изучая их, но и садиться на камень-скамью, чтобы еще больше погрузиться в атмосферу. Весь проект — это невероятный опыт: от разработки идеи-концепции до финального воплощения. В Британке очень стремительный процесс обучения: здесь не подходит „не могу“ и „не умею“, здесь „берем и делаем!“. Так учимся — в процессе», — Юлия Ярцева, студентка программы «Сценография».
Следующим этапом перформанса стала инсталляция «Озеро Надежды» Веры Козеруковой, Вари Маценовой и Лизы Ковальчук. Студенты сделали железнодорожную станцию с сидящей на скамейке русалкой, которая проходит через трудный жизненный этап. В основу концепции авторы заложили мысль, что грусть — это важный процесс, благодаря которому мы приходим к обретению надежды.

Инсталляция «Озеро Надежды» Веры Козеруковой, Вари Маценовой и Лизы Ковальчук, студенток программы «Сценография». Хореограф: Надежда Кубасова, фото: Вадим Штэйн
«Проект „Саморегенерация“ направлен на то, чтобы прокачать наших студентов в поле современного и концептуального искусства: они работали с идеей и целостностью, нераздельностью формы и смысла, с концепцией. Теперь выпускники понимают, как выразить свою мысль через инсталляцию, и как благодаря перформерам она оживает и становится сценографией. Я очень довольна их работой — такой взрослой и комплексной. Несмотря на то что каждая группа занималась своим полем, сложилось целое», — Галя Солодовникова, куратор программы «Сценография».
Очередной инсталляцией был проект «Баланс» Алины Ганиевой, Яны Вакальчук и Юлии Малеевой, где студенты размышляли на тему поиска баланса: в карьере, здоровье или личной жизни. Так, на площадке были установлены подвижные доски, найти баланс на которых можно было только с помощью двух человек.

Инсталляция «Баланс» Алины Ганиевой, Яны Вакальчук и Юлии Малеевой, студенток программы «Сценография». Хореограф: Алиса Иус, фото: Вадим Штэйн
«Перформанс дал очень много: в первую очередь, опыт работы с большой командой и в таком пространстве, как „ГЭС-2“. А еще навык существовать и творить в определенных рамках — даже в финансовых. Британка — это совершенно другой формат учебы, в котором ты получаешь удовольствие от процесса. На программе я научилась создавать интересные концепции, а теперь в планах ставить спектакли как художник-постановщик», — Алина Ганиева, студентка программы «Сценография».
В инсталляции «Суеверия» студентки Василиса Зобнина, Тамара Абрамова и Виктория Золина собрали самые плохие и самые прекрасные, на их взгляд, суеверия: столик из углов, кресло в виде черного кота, одинокую кукушку, люстру с голубями, с хвостов которых свисал хрусталь, разбитое зеркало и ковер, на котором отпечатаны упавшие ложки, вилки, посуду и булавки. И все это, чтобы выяснить, — кто хозяин судьбы и что будет, если нарушить все суеверия разом?

Инсталляция «Суеверия» Василисы Зобниной, Тамары Абрамовой и Виктории Золиной, студенток программы «Сценография». Хореограф: Анастасия Шахбазова
«Все прошло отлично: многим понравился перформанс, а мне — общаться с людьми и направлять их по нашей инсталляции. В Британке я научилась работать в команде, заполнять таблицы, сметы, соблюдать дедлайны. А еще стала лучше коннектить с людьми, отстаивать себя и свои идеи», — Василиса Зобнина, студентка программы «Сценография».
Еще одна точка перформанса — инсталляция Safe Space Лауры Мальковой, Софии Поплавской и Виктории Вибе. Это был фрагмент вагона метро, который студенты переосмыслили через призму позитивного и негативного восприятия — чтобы поделиться со зрителем опытом изменения настроения и мысленного создания безопасного пространства. Например, в инсталляции были представлены гипсовые руки, которыми был облеплен поручень, — они создавали ощущение давки в час пик. А благодаря мягким белым подушкам жесткое сиденье превращалось в уютный диван.

Инсталляция Safe space Лауры Мальковой, Софии Поплавской и Виктории Вибе, студенток программы «Сценография». Хореограф: Вениамин Рузанов
«Я видела, что люди погружаются в происходящее, проникаются созданной нами магией, и это не могло не вдохновлять. Бесценные навыки, которые я приобрела на обучении на программе Британки, в первую очередь, технические: это работа с чертежами, с подбором материалов, создание моделей и планировок, составление сметы и описи. В моей голове выстроился „мост“ от идеи до ее физического воплощения. Преподаватели программы очень подробно и грамотно рассказывали обо всех технологических нюансах создания сценографии, театральной машинерии и различных материалах для декораций. И, конечно, охотно делились своим опытом и помогали работать над ошибками», — Виктория Вибе, студентка программы «Сценография».
Финалом перформанса стала инсталляция «Границы» Елены Устименко, где художница исследовала пределы личных границ человека. На площадке были установлены ринг, боксерская груша в форме сердца и бегущая строка, куда выводились команды от зрителей, которые перформер должен был исполнить: от «встань на голову» до «укуси сердце». А все действия перформер выполняла в кастомном костюме от петербургского бренда Pastel, вышивка на котором также олицетворяла личные границы человека.

Инсталляция «Границы» Елены Устименко, студентки программы «Сценография». Хореограф: Любава Белько
«Все отметили высокий уровень не только инсталляции, но и перформанса. После активной части зрители подходили и делились своими впечатлениями, а на одном из показов к нам подошел психолог, который выразил желание подробнее написать об эксперименте. Британка помогла мне обрести навык всегда оставаться собой и не бояться предъявлять свои идеи — спасибо огромное мастерам, которые влюбили в это ремесло», — Елена Устименко, студентка программы «Сценография».
Научиться создавать декорации и костюмы к сценическим проектам, придумывать тотальное визуальное решение сценического действия, работать со светом, пространством и конструкциями, а еще взаимодействовать с творческой командой можно на годовой программе Британки «Сценография». Новый поток стартует в октябре 2025 года — присоединяйтесь!
Фото обложки: Вадим Штэйн