1 марта в БВШД стартует новая трехмесячная программа для школьников — BuzzCool Design Thinking. Куратор программы Надежда Исаева рассказывает, в чем уникальность курса, что такое дизайн-мышление и чем оно может быть полезно подросткам.
Что такое дизайн-мышление?
Это творческий и эмпатийный подход к решению задач, построенный по определенной проектной методологии. Методика продуктивна в тех областях, где фокус внимания всегда на потребности человека. Дизайн-мыслитель — это тот, кто внимателен к людям и окружающему пространству, видит что можно улучшить и действует.
Где применяется эта дисциплина?
Дизайн-мышление незаменимо, когда нужно придумать идею, разработать сервисный сценарий или создать продукт, который будет не только жизнеспособным, но и приятным пользователю. Оно также работает в повседневной жизни: для планирования учебного процесса, организации пространства, выстраивания гармоничных отношений через эмпатию и сотрудничество.
Каковы предпосылки появления нового курса?
Еще несколько лет назад в России дизайн-мышлению обучали только взрослых для решения задач в рамках бизнес-процессов. Я сама познакомилась с Design Thinking уже в зрелом возрасте, но хотела бы освоить и применять эти вещи гораздо раньше. Ведь основой метода является чуткость и внимание к людям, умение делать правильные выводы и переводить проблемы в задачи, креативно мыслить, не бояться ошибаться. Так родилась мысль обучать дизайн-мышлению детей, перенести метод из бизнеса в образование. Чем мы с Яной Африкановой (второй куратор) занимаемся последние несколько лет.
Чем обучение дизайн-мышлению подростков отличается от обучения взрослых?
Через реальную проектную работу по методике дизайн-мышления развиваются те умения и способности, которые будут востребованы в личной и профессиональной жизни в ближайшее время. Так называемые «навыки 21 века»: умение работать в команде и с информацией, слышать и слушать, критическое мышление, эмоциональный интеллект и т. п. Именно наработку этих навыков мы делаем главной задачей подросткового курса. Во взрослых программах акцент с наработки «soft skills» смещается в сторону достижения практического результата — решения конкретных задач.
Чем этот курс отличается от подобных других?
Аналогичного курса для подростков, насколько мне известно, в Москве пока не существует.
Чем программа будет полезна студентам?
Ребята выйдут из стен Школы с пониманием того, как создаются популярные продукты, и попробуют разработать собственный проект. Это гибкий и живой процесс, но мы неоднократно были свидетелями, как участники уходили со своим проектом и продолжали развивать его после обучения.
Если мы говорим про навыки 21 века, то ключевыми являются способность отбирать и переосмысливать информацию. Здесь будет много практики. Также появится понимание того, что происходит в мире в глобальном смысле через знакомство с трендами и усвоение их практического смысла. Мы запустим процесс развития эмоционального интеллекта и научим ребят работать в команде.
Как выстраивается учебный процесс?
Мы начнем с постановки задачи, сформулируем гипотезы и команды ребят проведут самостоятельное исследование. После этого, из имеющихся данных, командам предстоит сформулировать собственный фокус проблемы, креативно подойти к поиску идеи, а затем прийти к готовому решению-прототипу, протестировать и презентовать его. Курс предполагает частый выход из зоны комфорта — взаимодействия в команде, общения с с реальными людьми и поиска настоящих, невыдуманных проблем, глубокого анализа информации с составлением ментальных карт, презентаций своих решений.
Теоретическая часть по изучению эмоций и самоосознания, теории поколений, искусству презентации, анализу трендов и др. будет перемежаться с практикой. Изучил — тут же сделал. «Ошибайтесь раньше, ошибайтесь чаще!» — это про дизайн-мышление, так как ценность имеет даже неудачный опыт — своего рода этап на пути к поиску лучшего решения.
17 февраля состоится День открытых дверей ArtsCool, на котором Надежда Исаева подробно представит программу. Регистрация по ссылке.