Участники встречи:
Майк Гибсон – креативный директор Buta, креативный консультант.
Екатерина Мечетина – брэнд-директор Beluga.
Дмитрий Музыченко – директор правления IMC FIFA World Cup, Coca Cola.
Юджин Радевич – креативный директор InterPublic Group в России.
Эндрю Тайлер – партнер PwC, руководитель PwC академии в России.
Анастасия Бутрым: Начнем с открытого вопроса ко всем экспертам: «Кого вы можете назвать хорошим маркетологом?».
Екатерина Мечетина: Хороший маркетолог — это, в первую очередь, человек с развитым кругозором, с хорошим пониманием цифр, умеющий считать. Но если охарактеризовать одной фразой — это визионер и психолог.
Майк Гибсон: С точки зрения рекламного агентства, маркетолог должен уметь открыто работать с нами, относиться не просто как к «поставщику», а как к партнёру. Также очень важно, чтобы маркетолог любил продукт, с которым работает.
Дмитрий Музыченко: Хороший маркетолог способен понимать потребителя, понимать, какие у него возникают проблемы, какие инсайты он удовлетворяет. На глубоком понимании инсайтов и проблем потребителя строятся самые сильные, глубокие и эмоциональные рекламные кампании и самые дорогие, интересные и сложные бренды.
Во-вторых, он должен понимать бизнес. Маркетинг часто воспринимают как индустрию развлечений, как дополнительный «cost» компании, как структуру, создающую рекламные ролики или интересные продуктовые предложения. На самом деле, маркетинг — это основной драйвер увеличения стоимости компании за счет долгосрочного эффекта от продажи продуктов, которые рекламирует маркетолог, поэтому знать, как функционирует бизнес — обязательно!
В-третьих — технологии. В последнее время маркетинг очень сильно сращивается с IT индустрией. Знание IT систем и решений является основополагающим для эффективного маркетингового продвижения продукта.
В-четвертых, маркетинг — это всегда драйвер движения и вдохновения для большой команды.
Эндрю Тайлер: Я не являюсь экспертом в маркетинге, как остальные присутствующие, я — совладелец бизнеса. В добавление к уже сказанному отмечу, что важно понимать ценность с точки зрения клиента, и то, как мы, будучи поставщиками услуг, могли бы позиционировать наши услуги с точки зрения ценности клиента. Мне важно, чтобы маркетолог совместно с производственными линиями, теми, кто создает продукт, в диалоге могли исключить все неопределенности и понимать, как думает наш клиент. Маркетолог должен быть готов брать на себя смелость озвучить все точки зрения и создать эффективный канал для продвижения услуг.
Юджин Радевич: Маркетинг — это ни что иное, как искусство продавать. Способ коммуницировать с потребителем, понимать их нужды и продвигать бренды. В этой дискуссии я представляю сторону рекламного агентства, что позволит всем нам наиболее полно обсудить сферу маркетинга и работу маркетологов.
Анастасия Бутрым: За последние 10 лет сфера маркетинга изменилась сильнее, чем за последние 50. Как изменился инструментарий маркетолога за это время?
Екатерина Мечетина: Можно выделить основные тренды. Наша жизнь очень изменилась из-за смартфонов, поэтому маркетинг получил новые возможности из-за интеграции в цифровой мир. Раньше мы сегментировали всех по принципу демографии: возраст/ пол, мужчины, 30-35 лет, может быть, по уровню дохода. А теперь мы можем определять потребителя по просмотру страниц на Facebook, интересовался ли он рекламной кампанией Трампа, то есть сегментировать клиента по более тонким настройкам.
Далее — новые каналы коммуникации. Сегодня можно построить бренд очень быстро. И нельзя не учитывать эти новые каналы и сложности, которые они могут повлечь. Так, например, негативный опыт потребителя, который очень быстро может раздуть в соц. сетях скандал и разрушить бренд.
Затем работа на стыке онлайн и оффлайн. Появилось новое выражение omni-channel — когда тебя ведут как человека, интересующегося покупкой, по рекламным каналам на всех этапах: сначала ты увидел рекламу в инстаграм*, потом скачал приложение, проявил интерес там, потом пришел в оффлайн-магазин, а они уже про тебя все знают.
Важно быть ориентированным на потребителя, а не на продукт, знать, как вызвать нужную эмоцию у покупателя, анализировать и понимать его субкультуру. Сегодня мы живем в эпоху, когда брендом становятся не только товары, но и услуги, люди, животные, страны. Поэтому, освоив маркетинг, ты можешь сделать, например, инстаграм* своему коту.
Анастасия Бутрым: Большинство из инструментов маркетолога будущего связано с IT решениями. Как вам кажется, не грозит ли маркетологу полное замещение автоматизацией?
Екатерина Мечетина: Однозначно нет. Человек вносит в процесс интеллектуальный вклад. Компьютеры не скоро научатся шутить, быть ироничными, а ведь иногда маркетинговые коммуникации должны быть ироничными. Вот когда появится первый компьютер-психолог, тогда, возможно, угроза маркетингу есть.
Дмитрий Музыченко:
Хочу добавить, что достаточно часто возникает вопрос «Кто потеряет работу в ближайшие 10 лет?». Я согласен с Екатериной, что это вопрос даже не десятилетия. Можно провести очень хорошую параллель с автомобилями с самостоятельным управлением. С одной стороны, это угроза водителям, которые в ближайшие годы потеряют работу.
А с другой стороны, это можно рассматривать как возможность, с которой открываются новые профессии: те, кто будут следить, как работают машины, за их состоянием, и возможность получить такую работу появляется у совершенно другой категории людей. Автоматизация призвана не заменить человека, а снять с него рутинную работу и простимулировать его мозг для того, чтобы он это время тратил на креативность и творчество, на создание принципиально нового продукта.
Юджин Радевич:
Маркетологи, как и юристы, всегда будут востребованы. Могут меняться инструменты, каналы коммуникации, но умные, здравомыслящие специалисты будут всегда в цене, даже в далеком будущем. Ведь именно от них зависит грамотное и эффективное использование различных каналов коммуникации.
Анастасия Бутрым: Согласно статистике из открытых источников, в России зарегистрировано более 100 000 компаний, которые содержат штат маркетологов. Тем не менее, существует ли сейчас на рынке недостаток квалифицированных специалистов?
Эндрю Тайлер: В бизнесе мы страдаем от нехватки опытных людей, которые могли бы помочь нам развивать маркетинговую стратегию. Мы нанимаем стажеров и развиваем их у себя на местах: знание каналов, продуктов, услуг, умение вместе с производственной линией подумать, как учесть ценность продукта с точки зрения клиента, т.е. нам сложно найти маркетолога.
Екатерина Мечетина: Это большая проблема. У нас постоянно открыты вакансии, и мы не можем закрыть их, иногда годами. Брать людей без опыта на начальные позиции — да, мы берем таких много и растим, у нас вообще нет текучки, те, кто пришел, остаются в компании на годы. А на какую-то позицию выше найти человека с релевантным опытом уже сложнее, потому что для разных индустрий, для разных сегментов нужен релевантный опыт.
Дмитрий Музыченко: Согласен, ситуация такая не только в России, но и в Европе. У нас открыты позиции бренд-менеджеров и выше, мы ищем людей с 5-7 летним опытом работы и не можем закрыть вакансии месяцами. Программы стажировки в России не развиты, и получается, что мы рассматриваем только тех людей, у которых есть определенный опыт работы и значит этих людей нужно просто банально перекупать.
Перечислю со своей стороны тренды, которые определяют работу специалистов маркетинговых коммуникаций в рекламе:
Журнализм. Рекламу очень много обвиняли в том, что она создает неправильные ожидания у потребителей и мир, которого на самом деле не существует. В последнее время произошли значительные изменения в этом направлении, в первую очередь из-за социальных сетей, которые стимулируют общение, да и распространение новостей теперь практически стало моментальным.
Второй тренд — индустрия развлечений. За последнее время мировая технологическая база очень сильно развилась, что дает новый толчок индустрии развлечений. Новые форматы диджитал, виртуальная реальность, дополненная реальность — все это побуждает рекламодателя искать новые способы продвижения через совершенно новые неизвестные форматы.
Третий тренд — технологии. С помощью технологий мы можем роботизировать ту работу, которая раньше была на стороне агентств, разработку различных рекламных роликов и форматов, подстроенных под поведение потребителя.
Четвертый тренд — интегрированность в соц. сети.
Эндрю Тайлер: Маркетолог должен иметь весь набор навыков, уметь и понимать, как поставить задачу перед коллегами-аналитиками, чтобы по результатам их работы сделать правильные выводы. Он должен рассчитать с коммерческой точки зрения, что может повлиять на успех бизнеса, иметь хорошие гуманитарные знания и опыт общения с людьми. Это не набор знаний на уровне школьных предметов, а тип мышления, способность поставить себя на место клиента, чтобы реализовать задачу и повысить продажи.
Юджин Радевич: Сейчас существует проблема: нет хороших, умных экспертов в маркетинге и для вас это очень хорошая возможность стать ценным специалистом и заработать большие деньги. Вы хотите стать маркетологом и продавать газировку или изменить мир к лучшему? Для первоклассного маркетолога ответ очевиден.
Анастасия Бутрым: БВШД запускает новые программы по маркетингу в следующем году. Когда студенты их закончат и получат степень бакалавра, возьмете ли вы их на работу?
Эндрю Тайлер: Я видел содержание курса и, как уже сказали, человек должен понимать бизнес, бизнес-модели, технологии, продукт с точки зрения клиента, сегментацию рынка, клиентов, жизненный цикл продукта и т.д. Поэтому мы предлагаем не позицию стажера, а солидного, в какой-то степени, эксперта. Я вижу, что эта программа имеет большой шанс обеспечить нам подходящих кандидатов. Мы очень заинтересованы в таких выпускниках.
Майк Гибсон: Стажер — это человек, которого сначала не признают, не понимают, а потом убеждаются в его полезности. У стажера появляется много контактов в индустрии, что является хорошим подспорьем для бизнеса.
Дмитрий Музыченко: Kлассическая схема, когда человек должен очень многому научиться, прежде чем начать что-то делать и пройти все ступени развития в крупной компании, сейчас не сильно работает, потому что занимает долгое время. Для нас часто люди, сознание которых не отформатировано корпоративным мышлением, правилами поведения в крупных компаниях — они ценнее, чем те люди, которые уже много-много лет работали с одной рекламной кампанией.
Екатерина Мечетина: Когда к нам приходит начинающий специалист, приставка к наименованию к его должности скорее всего будет junior или assistant, но с точки зрения того, куда в маркетинге можно попасть, существует большое разнообразие. Например, у меня в подразделении есть творческий отдел, который занимается тем, что связано с разработкой креатива, дизайна, упаковки и т.д.
New product development, product marketing — разработка и тестирование рецептур, заказ штрих-кодов, бутылок, этикеток — это уже другое направление. То есть разнообразие очень большое, по крайней мере в компаниях полного цикла.
Анастасия Бутрым: Нужен ли английский язык маркетологам в России?
Екатерина Мечетина: Обязательно. Все-таки нельзя отрицать влияние запада, все лучшие кейсы поступают оттуда. Лучшие поставщики, креативные агентства, тренды, индустрия — все говорят на английском языке.
Дмитрий Музыченко: Не только маркетинг говорит на английском, но и весь мир! Вопрос в том, как себя готовить и преподносить. Скорее всего, нужно готовить себя как международного специалиста, потому что российский специалист по маркетингу — такой профессии не существует. Английский язык нужен однозначно.
Вопросы аудитории:
Как измерить результат коллаборации маркетинга и PR?
Если эта отдельная PR акция, ее просто можно измерить количеством импрешнс и публикаций. В такой коллаборации упор делается все-таки на PR, измерить результаты работы которого можно множеством инструментов и до, и после проведения рекламной кампании.
Чем новые программы по маркетингу будут отличаться от похожих программ других университетов?
На программах будут преподавать приглашенные эксперты, практикующие в бизнесе. Второй момент — в процессе обучения обязательно будут «живые» проекты с крупными брендами, чтобы студенты могли приходить и сразу начинать работать стажерами в реальный бизнес. В корпорациях нужны люди нового поколения, молодые специалисты.
Как изменились маркетинговые бюджеты ваших компаний за последние 4 года в связи с экономической ситуацией?
Бюджеты не подверглись сильным изменениям, ведь мы работаем над тем, как их использовать максимально эффективно. Скорее речь идет о грамотном внутреннем перераспределении. Например, в этом году выделяют денег больше на какой-то определенный канал, в прошлом году тратили на него меньше, чуть меньше на ивенты, чуть больше в трейд. Каждый год бюджет перераспределяется заново, вручную.