Организатором выступила GLAD — Group for Learning in Art and Design in Higher Education — ведущая британская ассоциация, объединяющая преподавателей, исследователей и практиков в области искусства, дизайна и медиа. Основанная в 1988 году, GLAD стремится поддерживать и развивать лучшие практики в обучении в этих дисциплинах.
Событие стало точкой притяжения для представителей ведущих школ искусства и дизайна: Slade School of Fine Art (UCL) и Central Saint Martins, Glasgow School of Art, Kingston School of Art и Royal College of Art и других.
На конференции обсуждали, куда сегодня движется художественное образование и как арт-школы отвечают на вызовы времени: искусственный интеллект, кризис профессий, нестабильность индустрий и новые формы художественной самореализации. Дуг Боуэн отметил, что конференция стала важным ориентиром для университетов, формирующих программы в области искусства и дизайна. Она позволила по-новому взглянуть на задачу высшего образования — помогать студентам не только осваивать ремесло, но и переосмысливать саму инфраструктуру искусства.
Неограниченные пространства для исследования
В своем докладе The Gallery in the Expanded Field Дуг Боуэн представил проект, исследующий, как альтернативные выставочные пространства — от парикмахерских до складов — и студенческие инициативы меняют представление о том, где и как сегодня происходит обучение в сфере искусства. Студенты не просто анализировали эти площадки, но участвовали в их жизни — брали интервью, документировали процессы, создавали выставочные форматы, спорили о том, что сегодня считать галереей.
Их опыт показал, что обучение может происходить не только в аудитории. В ходе проекта участники осваивали шесть пересекающихся модусов обучения:
- концептуальный — переосмысляя, что такое галерея и зачем она существует;
- практический — развивая навыки работы с материалами, инсталляциями и пространством;
- реляционный — выстраивая международные связи через живой диалог с художниками и кураторами;
- аффективный — открывая ценность несовершенного и ручного труда;
- идентификационный — заново определяя своё место в мире искусства;
- профессиональный — осваивая организацию, планирование и лидерство.



Фотографии из личного архива Дуга Боуена
От теории к практике
Двое студентов решили открыть собственное пространство — Kefir Gallery в Москве. Их выставка 0.75 прошла на острове посреди пруда, где путь через мост стал частью экспозиции. Другая выставка, It Seems Like a Garden, состоялась в общественной клумбе. Эти примеры показывают, что формат «расширенного поля» действительно работает: он меняет представление о галерее и учит действовать самостоятельно — создавать, не дожидаясь одобрения институций.
Проект стал живым примером того, как обучение в арт-школе формирует способность мыслить критически и работать с неопределенностью — ключевыми навыками для современных художников, кураторов и дизайнеров.
Будущее образования в сфере дизайна
Для Британской высшей школы дизайна и Universal University участие в таких профессиональных форумах — это возможность обменяться опытом и способ оставаться в глобальном контексте.
«Конференция позволила увидеть, как быстро меняется экосистема, в которую наши выпускники входят как практики и исследователи. Это разговор не просто о курсах и программах, а о смысле художественного образования сегодня», — отмечает Дуг Боуэн, куратор курса Foundation Art & Design.
Помимо пленарных сессий, встреча стала площадкой для диалога и сотрудничества. Представители Manchester School of Art, University of the Creative Arts, Norwich University of the Arts и других школ договорились о разработке межвузовского студенческого проекта на следующий учебный год — возможности для студентов обменяться опытом и почувствовать международное профессиональное сообщество.
Почему это важно для студентов
Для будущих студентов и молодых дизайнеров участие университета в подобных конференциях — сигнал, что их факультет не оторван от реальности, а часть большого разговора о будущем креативных индустрий. Британка и Universal University остаются среди тех, кто ищет новые форматы образования, переосмысляет профессию и расширяет границы между учебой и практикой.