«Наша программа логически выстроена так, что финальный проект должен отражать все навыки, которые ребята получили в процессе работы над дизайн-проектами в течение первого года: разработка креативной идеи, работы по брифу на заданную тему, воплощение идеи от прототипа до реального размера, масштабирование (очень взрослая и амбициозная задача), работа с материалами, техниками, поверхностями, умение придумать историю и рассказать ее визуально и вербально. Кроме того, ребята должны показать самое, на мой взгляд, сложное — умение работать в команде, выстраивать коллаборации, добиваться совместных результатов.
В начале года, когда мы обсуждали брифы для каждого дизайн-проекта, было сомнение, можно ли воплотить в одном из проектов тему «Art&Science». Однако Полина Бахтина (со-куратор программы «Сценография», которая проводит проекты с нашими студентами с самого рождения Art&Design) поддержала меня. Мы начали думать над темой, затем к нам присоединились Ирина Новичкова и Ян Карлнберзин, Мария Ярина — биолог, миколог, научный сотрудник НИИ им. Г.Ф Гаузе, которая прочитала ребятам увлекательную лекцию про вирусы, бактерии и антибиотики, а также провела практическое занятие (в чашках Петри они проводили эксперименты с различными био-материалами).
В течение первого года мы действительно многое сделали и через многое прошли. У ребят был очень насыщенный блок по визуализации, в ходе которого они к концу года стали намного свободнее обращаться с разными материалами, форматами. Также в этом году был очень сильный и насыщенный модуль по компьютерной графике. Учащиеся получили много отличных навыков для выполнения дизайн-проектов.
Юные студенты оказались очень подготовленными, трудолюбивыми и ответственными, поэтому многие брифы мы давали повышенной сложности. Например, задание по линогравюре «Карта моего мира» (в контексте брифа по графическому дизайну «Travel poster»). И вообще, это такая хорошая амбиция — не повторять успешные обкатанные проекты, а пробовать покорять новые вершины.
Учащиеся дружно работали и посещали выездные мероприятия: музей Космонавтики, выставку в Гараже, где познакомились с работами Мураками, говорили о моде эпохи конструктивизма в ГУМе, смотрели редкие карты в Библиотеке им. В.И. Ленина, рассуждали о модернизме 20 века Европы и Америки в Музее Искусств, смотрели выставку Шона Скалли и рисовали интерьеры в Мультимедиа музее, знакомились с работами Мата Коллишоу в галерее Гарри Тацинцяна, были в театре «Школа драматического искусства», на чудесном спектакле «Демон. Вид сверху».
Особенно хочется отметить работу преподавателей, иностранных специалистов, которые вели проекты и приходили в гости с воркшопами. Спасибо Шаролте Санто, Вангелису Андреополусу, Валентину Боянжиу, Давиду Бустаманте, Илектре Канестри. Отдельное спасибо Дэну Смиту, куратору ArtsCOOL Digital за огромный вклад в участие в монтаже видео.
Если первый год — это процесс и знакомство с наибольшим количеством техник и знаний, то второй год — это осознанный выбор и работа над проектом в направлении, которое показалось наиболее интересным. В течение второго года ребята действительно решали более серьезные задачи. Они выбирали свои проекты, развивали индивидуальные художественные качества. Требования к финальному продукту тоже были выше и серьезнее.
Мы надеемся, что многие из наших выпускников после второго года поняли, что дизайн и искусство — близкая им территория. По сути «с нуля» студенты открыли для себя фотографию, современное искусство, дизайн… и им это понравилось — у них получились очень интересные работы! Кроме того, у нас были замечательные эксперты — Сьюзи Гарден, Ксения Катышева, Дарья Шарико, Давид Бустаманте, Илья Локшин, Алиса Омельянцева, которые с огромной энергией и энтузиазмом делились знаниями и помогали работать над проектами в течение всего года.
Как было отмечено выше, отдельного внимания заслужил блок по визуализации. Ребята действительно сильно продвинулись в создании работ в различных техниках и жанрах. Надеюсь, что они будут продолжать практиковаться в рисовании с натуры и дальше, ведь это важно для дизайнеров любого направления, а уж для иллюстраторов и специалистов по современному искусству — тем более.
Самым сложным на втором годе обучения оказался финальный проект. Для него была выбрана тема EMOTIONS (каждая из шести групп вытянула «свою» эмоцию — to be scared, to be happy, to be confused и т.д.) Учащиеся должны были максимально использовать дизайнерские навыки и знания, полученные в течение всего периода обучения, а также уловить суть понятия «арт-дирекшн» в контексте профессии дизайнера и современного художника.
В этой области арт-дирекшн подразумевает наличие таких компетенций, как: работа по креативному брифу, проведение визуальных исследований, использование техник креативного мышления (mind map, brainstorm), работа в команде, умение создать визуальный ряд, характеризующий идею (иллюстрации, принты, фотоиллюстрации), проведение фотосессии (stage design, makeup), написание текстов (creative writing), понимание сути макета и композиционного мышления.
Но самое, пожалуй, главное — наши студенты приобрели друзей и единомышленников, что невероятно ценно и важно!