По количеству мигрантов Москва уже давно может соперничать с крупными мегаполисами мира, существенно уступая лишь в степени социальной адаптированности приезжих. Раньше, на заре нулевых, мы не испытывали особых негативных эмоций при виде «гостей столицы» на улицах города. Сейчас же, напротив, в обществе в связи с этим растет напряженность, что беспокоит, как власти и жителей, так и самих выходцев с постсоветского пространства.
Сложившаяся ситуация натолкнула Марселя Саллахудинова, выходца из Киргизии на мысль о создании некого ресурса, сервиса, который мог бы оказывать полное содействие мигрантам в Москве. Так на свет появился стартап EURASIA CARD. Эта сервисная программа включает в себя медицинскую помощь, правовую поддержку, услуги по трудоустройству, обучение русскому языку, пенсионную программу, привязку к банковскому счету, льготную мобильную связь, денежные переводы и многое другое. Специальную карту «EURASIA CARD» стало возможно приобрести в Москве и активировать ее на срок от 3-месяцев до одного года. При очевидных плюсах этой полезной программы, во время её использования обозначился ряд моментов, которые требовали улучшения или даже переработки.
Так проект попал в руки студентов Британской Высшей Школы дизайна в качестве дипломной работы курса «Дизайн-менеджмент».
Ксения Зайцева, Анна Родова, Олег Коршунов и Ирина Галкина с большим энтузиазмом взялись за выполнение поставленных Марселем Саллахутдиновым задач: проанализировать эффективность программы с точки зрения простых потребителей, предложить варианты улучшения пользовательского сценария, сделать бренд «EURASIA CARD» узнаваемым и престижным, сформировать лояльность как у пользователей программы, так и у резидентов города. Любые улучшения должны начинаться с изучения проблематики, поэтому студенты разделили мигрантов на две целевые аудитории (уже существующих пользователей карты и потенциальных) и провели соответствующий опрос. Тщательно обработанные результаты полевых исследований трансформировались в несколько решений и новшеств.
Сервисный сценарий было решено поделить на 2 этапа: период, предшествующий переезду (1-3 месяца) и период адаптации в Москве после переезда (до 1 года). Переезд в другое государство, погружение в другую языковую и культурную среду - это всегда большой стресс для ищущего работу, и первое время нахождение в Москве превращается для мигранта в настоящий кошмар. Однако, если купить карту до отъезда, можно избежать многих проблем. Например, заранее изучить рынок труда и подобрать место работы, определиться с жильем, подготовить полный пакет документов, выучить или повысить уровень знания русского языка. Получая всё это до переезда, мигрант быстрее адаптируется в новых реалиях и у него нет повода совершать неправомерные действия. Поэтому в ближайшем будущем планируется открытие точек продаж карты в странах ближнего зарубежья.
Следующим шагом стало создание наглядной и удобной «Памятки гостя Москвы». В памятке, которая представляет собой мини-буклет карманного формата, кратко и понятно даны рекомендации о том, как себя вести, куда обратиться в случае возникшей проблемы, как передвигаться по городу, где провести свободное время и недорого поесть. Памятку получает каждый пользователь сервиса вместе с картой «EURASIA CARD».
Для того чтобы сделать бренд «EURASIA CARD» современным, узнаваемым и отражающим суть сервиса, мы обратились к дизайнерам. Они разработали логотип и фирменный стиль, которые были приняты заказчиком и использованы в обновленном дизайне карты. Новая визуальная айдентика в скором времени будет использована и на сайте программы.
Чтобы сервис был всегда доступен пользователям, мы адаптировали его для мобильных устройств. Мобильное приложение включает в себя информацию о всех услугах сервиса, с помощью него также можно посмотреть баланс своего счета, перевести деньги на счет другого пользователя, оплатить продление карты и многое другое. Существенным ноу-хау проекта можно назвать реализацию кнопки SOS в приложении. Ею пользуются в экстренных ситуациях для получения быстрой помощи от других пользователей программы, которые находятся поблизости, и определяются гео-локацией. Также была проведена работа по оптимизации сайта «EURASIA CARD». Основная цель – создать простой и удобный для пользователя ресурс, где он может получить информацию обо всех услугах программы. Прототип сайта передан заказчику для дальнейшей доработки.
Как показали исследования, эффективные решения первичных проблем адаптации, дают мигрантам возможность культурно развиваться, заниматься спортом, проводить больше времени с семьей и друзьями, чувствовать себя полноценными членами общества. Сервис «EURASIA CARD», который адаптировали, дополнили и улучшили выпускники «Британки», как раз является комплексным инструментом, помогающим решать вышеперечисленные задачи. Жители Москвы, в свою очередь, положительно восприняли новую программу, помогающую снять социальную напряженность, а значит, снизить уровень преступности.
«Во время работы над проектом мы познакомились со многими талантливыми и успешными людьми, приехавшими в свое время в Москву. Несмотря на то, что им пришлось пройти сложный период адаптации в новых условиях, они многого добились в жизни. Мы считаем, что с нашим сервисом, таких историй станет больше», - отмечают студенты, авторы дипломной работы.