В прошлом году в Британской высшей школе дизайна был создан новый курс «Театральный дизайн». Эта программа разрабатывалась при участии ведущих деятелей индустрии и призвана сфокусироваться на сценическом пространстве и его взаимодействии с человеком, в контексте мирового театра во всех его актуальных проявлениях. В рамках обучения студенты учатся работе с пространством, концептуальному решению среды, визуальной драматургии. Кураторы программы Полина Бахтина и Галя Солодовникова рассказывают об особенностях курса.
Давайте поговорим об успехах за год. Что значимого было сделано студентами вашего курса?
Полина Бахтина: Это был первый дебютный год курса Театральный Дизайн. Мы разработали оптимальную по разнообразию программу, в рамках которой студенты осваивали всевозможные типы театра: драматический, музыкальный, экспериментальный театр, Performance Art, современный танец, multimedia performance, кукольный театр и театр обьектов.
Для изучения специфики этих направлений были предусмотрены специально разработанные модули и проекты. В течение года студенты узнавали, в чем специфика работы художника в вышеупомянутых видах театра, а также попробовали сами создавать свои спектакли и экспериментировать с технологиями, светом и звуком. Вместе мы прошли всю цепочку: от эскизов и макетов до подготовки технической документации и практической реализации.
Первое полугодие было посвящено изучению работы художника в театрах традиционного образца. В ходе изучения музыкального театра, студенты приняли участие в проекте «Опера», под руководством Владимира Арефьева, главного художника музыкального театра имени Станиславского. Наши ребята делали разработку по «Сказкам Гофмана». Это непростое и интересное произведение, ведь перед художником ставятся очень сложные сценические задачи, что дает возможность познакомиться со всем процессом создания сценографии. Но все самое захватывающее началось во второй половине года, потому что в этот период началась активная практика, и мы, по сути, вышли из стен своей аудитории и сделали ряд работ уже для публики.
Одна из них была проведена совместно с художницей Марией Трегубовой и называлась «Театр художника». Ребята, разбившись на команды, представили свои перформансы – небольшие отрывки на тему сказки «Синяя птица» Мориса Метерлинка. Выполнив это задание, мы поняли, что работа над живыми проектами дает позитивные результаты. Помимо концептуального подхода, способности креативно мыслить и разрабатывать новые идеи, приходит понимание того, как задумка воплощается в реальном пространстве.
Галя Солодовникова: Наш следующий важный проект назывался «Лаборатория ВЕСНА», в центре внимания которого был современный танец и телесные исследования. Отправной точкой стал знаменитый балет «Весна Священная». В этой лаборатории мы соединили студентов курса «Театральный дизайн» и участников мастерской новых форм танца «Сота», основанной при помощи премии «Золотая маска» и Института театра. Руководителем этой мастерской была Дина Хусейн, а результат нашей совместной работы можно было увидеть в Боярских палатах.
За время проекта «Лаборатория ВЕСНА» мы провели большое количество телесных практик. Художники смогли попробовать себя в роли хореографов и танцоров, понять, из чего строится пластический спектакль, каковы особенности процесса его создания. Студенты курса получили большой объем информации о ритме, структуре, выразительности тела, о композиции в музыке. Мы провели исследование о взаимодействии тела и объекта, тела и света, тела и звука вместе с видео. Словом, исследовали все возможности, которые дает совместная работа художника и хореографа.
Результат этой лаборатории мы решили представить в форме Театра Променад. Это такая открытая, подвижная форма, когда в постановке существует множество пространств и объектов внимания. Зритель может передвигаться по этим пространствам, следуя определенной логике спектакля, взаимодействуя с художественными объектами и перформерами.
После проекта «Лаборатория ВЕСНА» состоялась выставка наших студентов в Электротеатре «Станиславский». Были представлены личные разработки студентов, посвященные «Весне Священной»: эскизы возможных постановок в виде проектов-утопий и рельефные инсталляции, передающие ключевые образы «Весны».
Был ли кто-нибудь из знаменитостей, звезд сцены на этом мероприятии?
Полина Бахтина: Да, конечно! Более того, резонанс от этих показов был для нас неожиданно сильным. Среди зрителей присутствовали знаменитые представители театрального сообщества: Дмитрий Брусникин, режиссеры Кирилл Серебреников, Юрий Квятковский, Кирилл Вытоптов, представители театра Rimini Protokoll, художник Нана Абдрашитова, Федор Павлов-Андреевич, театральный критик Алла Шендерова, известный австрийский режиссер Фолькер Шмидт и многие другие. Мы получили много позитивных отзывов и интересной, вдумчивой критики.
Правда ли, что один из ваших излюбленных «академических» приемов – создание творческих альянсов?
Галя Солодовникова: Это действительно так. В нашей образовательной программе мы делаем большую ставку на междисциплинарную работу и коллаборацию, стараясь объединить художников и представителей других творческих областей. В следующем году планируется организовать совместный проект со студентами курса «Дизайн в интерактивной среде» и актерским курсом Ингеборги Дапкунайте.
В предстоящем проекте «Кинотанец» мы планируем соединить в творческом тандеме наших студентов и учащихся факультета «Актерское мастерство» под руководством Ингеборги Дапкунайте из Московской школы кино. Курировать проект будет хореограф Евгений Кулагин из Dialog Dance. От наших студентов потребуется разработать свое видение симбиоза танца и кино: как и где это будет сниматься, какое художественное решение будет использовано, какая визуальная стилистика подойдет для костюмов и элементов декораций. В связи с этим планируется полноценное сотрудничество с факультетом «Операторское мастерство».
Полина Бахтина: Вообще, то, что мы находимся внутри такой большой институции, как Британская высшая школа дизайна, которая соединена и со Scream School, и с Московской школой кино, дает нам потрясающие возможности для коллабораций, которые в дальнейшем смогут существовать уже вне наших учебных заведений. Эти коллективы способны впоследствии самостоятельно создавать проекты, «выходить в город», участвовать в фестивалях.
Стоит отметить другую сильную коллаборацию, запланированную на следующий год – сотрудничество с мастерской Дмитрия Брусникина. О выпускниках его курса уже говорит вся театральная Москва. За время своего обучения они сделали около семи мощных спектаклей, которые попали в репертуары. В этом году Дмитрий также набирает новый курс. Сотрудничая с мастерской, мы надеемся на долгую жизнь наших совместных спектаклей на сцене известных московских театров. Сейчас в плане большой проект - главная итоговая работа следующего года. В нём планируется соединить Студию новой музыки, оперных исполнителей и современный танец. Это будет большой мультижанровый проект с участием наших студентов.
Чему именно научились студенты за первый год обучения? Какие навыки они приобрели?
Галя Солодовникова: За период обучения ребята научились многому, и знания эти были большей частью практические. Они создавали макеты, работали с чертежами и светом, изучали различные типы сценических площадок, сценические механизмы и оборудование сцены. Наши студенты успели поработать с планами многих больших театральных площадок и разработать проекты сценографии для сцен МХАТа, музыкального театра имени Станиславского, театра Практика. Кто-то даже успел «поставить» в Большом Театре. Пока всё это воображаемые проекты, но они уже дают представление о сценах и особенностях этих великих театров.
Очень важно, что на территории школы у нас есть собственная студия - наш маленький театр с возможностью использования полностью черного пространства, Black Box. В нём можно в режиме реального проекта экспериментировать с видео, светом, выстраивать световые картины.
Бонус «Британки» - колоссальная база в виде различных студий и мастерских. Это, конечно, бесценные возможности для наших студентов, которые активно пользуются всеми ресурсами школы. Например, для проекта «Лаборатория Весна» была сделана очень интересная инсталляция под рабочим названием «Помпеи», ее создавали в скульптурной мастерской.
Полина Бахтина: Также мы активно пользуемся возможностями студии шелкографии и швейными мастерскими, где работают прекрасные технологи, готовые всегда помочь воплотить идеи в тканях. В архитектурных мастерских можно конструировать макеты, а в фотостудии с помощью профессиональных фотографов отснять собственное портфолио. Что касается практических навыков, хотелось бы также вспомнить небольшой кукольный проект. С его помощью наши студенты научились делать теневой театр.
Мы знаем, что помимо практической составляющей, у вас на курсе была очень мощная теоретическая база…
Галя Солодовникова: В наших занятиях мы всегда стараемся соблюдать правильный баланс теории и практики. Для того, чтобы преподнести теорию, всегда нужно проявить чуть больше усердия, поэтому мы щепетильно подходим к выбору тем и спикеров. На каждый проект мы приглашали ведущих художников, профессионалов в своей области. Например, у нас был Владимир Арефьев, который вне всякого сомнения является одним из лучших художников музыкального театра в современной России. Другой пример – Николай Симонов, создававший самые первые спектакли совместно с Кириллом Серебренниковым, Мария Трегубова, получившая в этом году «Золотую маску» как лучший художник драмы.
Полина Бахтина: С мастер-классами к нам приходил Андрей Бартенев, его работа со студентами получилась очень интересной и эмоциональной. Также делились своим опытом со студентами художницы, работающие для театра, Ирина Корина и Нана Абдрашитова. Особое внимание было уделено лекциям по современному искусству, которые читал Борис Клюшников, куратор Государственного центра современного искусства. Для нас это важно, так как современный театр все чаще синтезируется с современным искусством. Борис в своих лекциях поднимает разные культурные пласты и выстраивает осязаемые связи между эпохами в искусстве.
Федор Павлов-Андриевич рассказывал студентам о Performance Art. Музыкант и художник Дмитрий Морозов, организатор проекта Vtol, в котором задействованы интерактивные мультимедийные инсталляции и нестандартные электронные музыкальные инструменты, раскрыл суть понятия sound art и поделился своими приемами, используемыми в работе со звуком. В начале учебного года мы тесно сотрудничали с фестивалем «Территория», который поддержал наших студентов и предоставил возможность посещать закрытые лекции.
Начали ли студенты работать самостоятельно над каким-то проектами, которые не связаны с обучением?
Галя Солодовникова: Помимо активной деятельности в рамках учебного процесса, многим студентам удается реализовать себя вне стен школы. Курсом интересуются и нам периодически поступают предложения о сотрудничестве от сторонних институций. В начале прошлого года к нам обратились из Электротеатра «Станиславский» с предложением участия наших художников в выпускном спектакле одного режиссера, где были задействованы студенты Бориса Юхананова. Мы провели конкурс внутри курса, и режиссер выбрала двух художников – Аню Горбас и Ольгу Дыховичную – с которыми она продолжила сотрудничать в дальнейшем. Спектакль на основе их совместной работы будет идти в новом сезоне на Малой сцене Электротеатра.
Также в прошлом году к курсу присоединились студентки магистратуры хореографа Аллы Сегаловой, в последствии из этого организовались творческие союзы, и теперь уже наши студенты участвуют в создании их выпускных работ. Мы стараемся создать условия, которые позволяют ребятам как можно быстрее попасть в индустрию и начать профессиональную деятельность. Многое зависит от того уровня, с которым учащиеся приходят на курс. Мы же, в свою очередь, даем некий трамплин, знакомим с профессионалами, разными влиятельными театральными деятелями, к которым можно обращаться с вопросами и впоследствии пойти к ним работать ассистентами.
Какие планы на следующий год?
Полина Бахтина: В следующем году планируется совершенно другая программа. Она написана таким образом, что все лекции будут отличные от прошлого года, но одинаково полезные и новым студентам и тем, кто продолжает обучение. Мы хотим, чтобы наши студенты поработали в разных жанрах, с разными формами театра. Это мультимедиа, кинотанец, драматические постановки, работа с актером, работа с режиссером. Предполагается более глубокий уровень изучения истории искусства и истории театра, от античности до современности.
Если говорить о технологиях, то планируется подробное погружение в техническую составляющую нашей профессии. Особое внимание будет уделено сценографии выставочной экспозиции. Это важная и актуальная область, где театральный художник может применять свои навыки.
Галя Солодовникова: Самый ожидаемый проект нового учебного года – совместная постановка с «брусникинцами», мастерской Дмитрия Брусникина, о которой мы говорили ранее. В рамках этой работы все студенты получат уникальную возможность проявить максимум своей фантазии и творческого потенциала.