На выставке присутствовали авторы, их родители и преподаватели, под чьим чутким руководством создавались затейливые рисунки, скульптуры и арт-объекты. Куратор ArtsCool Лада Шаповалова рассказала об успехах образовательной программы и обозначила векторы дальнейшего развития юных студентов.
Какие общие впечатления от выставки и уровня представленных работ?
Выставка — это своеобразный итог программы Art&Design. Что удалось, а что предстоит улучшить?
Выставку, как говорят художники, можно без преувеличения назвать «проверкой стенами», ведь она позволяет посмотреть на свои работы и работы друзей со стороны. Экспозиция показала, что за этот учебный год нам удалось научить ребят думать, анализировать, искать и увлекаться процессом. Почти все школьники, когда пришли на занятия в сентябре, ничего не знали о принципах визуального исследования, а сегодня они умеют находить, фиксировать, использовать и даже объяснять визуальную информацию. Учащиеся освоили множество новых техник и научились применять их для воплощения своих идей.
Сложно ли было работать с подростками?
«Сложно» — не совсем подходящее слово, скорее «интересно»! Они шумные, разные, порой «уходят в себя» и с трудом идут на контакт, иногда используют типично детские отговорки, такие как «потерял», «забыл», но это в основном настроенческие моменты. Много сил уходит на поддержание дисциплины и поиск правильного баланса между творческой непосредственностью и усидчивостью, организованностью, ответственностью учеников. Зато какой обмен энергией происходит во время занятий! Когда ребята дружно поют, работая над своими проектами, когда приглашают для создания своих объектов друзей и родителей, когда не хотят уходить из мастерской — именно такие моменты можно считать лучшей наградой за все старания.
Можно ли говорить о формировании портфолио по окончании программы?
Безусловно, у тех ребят, кто ответственно и серьезно относился к своим работам и созданию воркбука, уже после первого года есть, что положить в портфолио. Большое внимание на программе уделяется процессу отбора работ. В течение двух дней тщательно анализируются произведения и выбираются лучшие, а потом принимается совместное решение, как отобранный материал можно интересно и эффектно показать. Творческому человеку (пусть и юному) важно прививать культуру грамотной экспозиции и самопрезентации, поэтому тему кураторства для
Как учащиеся знакомятся с реальными потребностями творческой индустрии?
Каждый проект на программе ведут не просто опытные преподаватели, а специалисты-практики, представители творческого кластера, благодаря которым школьники узнали много нового и интересного про индустрию «из первых рук». Например, Полина Бахтина — актуальный театральный художник, участница многочисленных российских и зарубежных театральных конкурсов, фестивалей; Анна Черных и Владимир Тилинин — учредители и создатели бренда Chromosome XY и площадки для начинающих дизайнеров Freshblood.
Помимо кураторства и преподавательской деятельности, я сама являюсь креативным директором и одним из учредителей издательского проекта Kolobook. Мои иллюстрации к книгам проекта дважды были представлены на выставке Illustration cafe на Международной ярмарке детской книги в Болонье, а также на многочисленных российских книжных ярмарках и фестивалях. И это только некоторые примеры…
Самое важное — показать подросткам то, что одежда, которую создают их преподаватели, должна носиться, книжки — читаться, а спектакли — восприниматься зрителями. Дизайн всегда предназначается для конечного потребителя, а не просто для самовыражения. Главное в дизайне — его функциональность и практическое применение.
Какие дальнейшие перспективы есть у школьников?
Почти все учащиеся после первого года поняли, интересны ли им вообще творческие дисциплины. Тем, кто определился и решил посвятить себя исследованию безграничного мира творчества и дизайна, предстоит освоить программу второго года, направленную на развитие полученных навыков, усложнение задач, осваивание художественных техник и применение их на практике. Окончив нашу программу, можно пробовать и другие в рамках образовательного модуля Britanka ArtsCool. Тем, кто постарше, можно пробовать свои силы на Pre-Foundation Art and Design. В любом случае, по окончании ArtsCool учащиеся будут обладать общепрофессиональными навыками и собственным творческим видением, необходимыми для дальнейшей успешной учебы.