Программа занятий затрагивает достаточно фундаментальные темы — линия и пятно, взаимодействие чёрного и белого, форма и ракурс, текстура и объединение всего вышеперечисленного средствами композиции. Поэтому интенсив будет одинаково полезен как начинающим, так и достаточно опытным рисовальщикам. Ведь чем бы вы не занимались в области графики и рисунка — неизбежно приходится иметь дело с этими понятиями. Умело оперируя ими, каждый автор решает широкий спектр задач и вырабатывает, по сути, свой уникальный творческий почерк.
Интенсивный курс рассчитан на тех, кто не имеет специального художественного образования (но обладает целеустремленностью и трудолюбием), а также на выпускников различных художественных вузов. При выполнении общего для всех задания каждый учащийся получает индивидуально рассчитанную меру нагрузки, в соответствии с уровнем его начальной подготовки.
Каждую из тем курса мы рассмотрим сначала на примере предметной среды, а затем на основе изображения фигуры человека. Многие не решаются рисовать человека, полагая, что для этого необходим набор специальных знаний, например — академический рисунок или пластическая анатомия, однако, начать рисовать можно и без них. В рамках интенсива будет рассказано и показано, как основные средства графики применяются к любому объекту — будь то простой бытовой предмет или сложная пластическая форма, такая как тело.
Каждый день интенсива начинается с небольшой вводной части по теме занятия. Это будут не лекции в привычном понимании, а скорее ёмкое объяснение сути занятия, введение в контекст и просмотр ряда работ различных авторов, которые иллюстрируют всевозможные подходы к решению задач. Созданный мной больше восьми лет назад виртуальный Музей рисунка (http://all-drawings.livejournal.com/), на данный момент объединяет около полутора тысяч авторов, поэтому проблем с графическими примерами и их разнообразием точно не возникнет.
Я считаю, что у любого начинания должна быть ясная цель, а у любого инструмента — реальная область применения. Упражнения ради упражнений не принесут много пользы, если полученные навыки не проверять на практике. Поэтому курс имеет форму законченного творческого проекта — начав с первичных инструментов, таких как линия и пятно (которые сами по себе могут очень многое), мы дойдём в финале до двух техник печатной графики — диатипии и коллаграфии (гравюры на картоне), в которых исполним лучшее из того, что будет сделано на курсе. Благодаря такому подходу, в конце курса участники не только освоят ряд важнейших графических тем, но и будут иметь на руках завершённые печатные листы, достойные портфолио.
Понятно, что за 8 дней, не обладая серьёзной базой, сложно сразу стать художником-графиком — это комплексный и длительный процесс. Но, благодаря высокой интенсивности работы и пошаговой программе, за этот период можно значительно расширить свой инструментарий, узнать новые приёмы и техники, понять, как осмысленно использовать то, что уже умеешь, правильно расставить ориентиры и акценты, представить себе путь дальнейшего развития и наметить карьерную траекторию. Кроме того, этот курс — прекрасная возможность «подтянуть» рисунок для тех, кто хочет поступать в БВШД на программы, где необходимы хорошие графические навыки: «Иллюстрация», «Театральный дизайн», «Графический дизайн. Базовый курс».
Говоря о том, что слушатели получат по итогам интенсива, стоит отметить знание выразительных средств композиции и свойств основных графических материалов, обзорные знания по истории графики, навык целеполагания (осознанный выбор решения и инструмента под конкретную задачу) графические средства и приёмы, достоверное изображение формы, владение светотенью, понятие ракурса, базовые навыки работы с цветом и силуэтом, ну и конечно — опыт работы с двумя вышеназванными техниками печатной графики.
Изучаемые на программе темы, благодаря своей универсальности, применимы во многих областях. Это не только различные варианты станковой графики, но и графический дизайн, иллюстрация и даже такие области, как дизайн интерьера или промышленный дизайн, поскольку рисование эскизов, придумывание формы или пространства с карандашом в руке требует ровно тех же навыков. Рисование — это и рабочий инструмент художника, дизайнера и особый язык, которым можно выразить то, что недоступно словесной форме или, например, фотографии. Но главное — через рисование мы узнаём новое о себе, о людях и об окружающем мире.