В 2016 году в Школе стартует новая двухгодичная программа ДПО «Современное искусство». Куратор Михаил Левин рассказывает, в чём заключается уникальность программы, на кого она рассчитана, как строится образовательный процесс и каких успехов смогут добиться выпускники после окончания курса занятий.
Почему именно сейчас БВШД запускает программу «Современное искусство»?
Можно сказать, что нынешнее современное искусство вступило в фазу переходного периода. В художественной среде все постоянно твердят, что в стране кризис, в связи с этим никакой поддержки и развития искусства нет, а инвестировать в этот сегмент и вовсе не стоит. Но с этим же нужно что-то делать! У большинства специалистов на российском рынке есть четкое понимание, как все устроено в мире искусства на западе, но, безусловно, локальный рынок — это совсем другая история. И когда было решено запустить новую программу, то за основу принималась именно такая модель: понимание западной структуры, но трансформация ее в нашу реальность с учётом местной специфики. У современного человека при его занятости редко бывает возможность посвятить целых 4 года своей жизни обучению, отсюда и формат двухгодичной программы, которая поможет органично встроиться в кластер, понять определенные принципы и методы работы и дальше уже успешно существовать в мире искусства.
На образовательном рынке уже существуют похожие курсы, и даже в БВШД есть программа британского бакалавриата BA (Hons) Fine Art. В чем уникальность именно вашей программы?
Программа «Современное искусство» состоит из двух частей. Первая будет направлена на освоение практических средств и методов, которые необходимы современному художнику. Вторая часть — на осмысление и понимание, куда эти практики можно направить и как их применить. Кстати, курс занятий может быть интересен не только тем, кто видит свою карьеру в качестве практикующего художника, но и тем, кто хочет стать частью мира современного искусства, причём, не обязательно в чисто творческой роли. Именно поэтому программа помимо практического подхода, подразумевает изучение средств, навыков, умений, которые нужны, чтобы найти себя в этой области, полной открытий.
Что нужно знать и уметь для успешного поступления?
Современный художник сегодня — понятие практически безграничное, лишенное условностей и правил. Из этого следует, что главное требование, предъявляемое к поступающим, — сильное желание, увлечение искусством, граничащее со страстью, понимание того, что это направление вас притягивает, а contemporary art является тем загадочным миром, частью которого вы хотите быть.
Безусловно, некий начальный опыт желателен, а текущая творческая деятельность приветствуется; тем не менее, строгих правил отбора нет. Чтобы поступить на программу, вам не обязательно заниматься живописью или, скажем, скульптурой. На занятиях приветствуются люди практически любого творческого направления, которые увлекаются музыкой, кинематографом, фотографией, какими-либо дизайнерскими практиками, но хотят воплотить их в более художественной форме. Любая творческая энергия, когда она входит в контакт с другой энергией, может преобразовываться в совершенно неожиданные формы. Собственно, так и рождаются творческие тандемы, коллаборации и другие варианты сотрудничества внутри коллектива, представленного разносторонне развитыми участниками.
Какое значение имеют технические навыки для современного художника?
Мне кажется, это весьма условно. Сейчас основной акцент в искусстве делается на современные технологии, поэтому если говорить о технических навыках, то, в первую очередь, рассматривается владение какими-либо диджитал-инструментами и программами. Однако даже здесь есть степень условности — всё зависит от направления, которое каждый выбирает для себя сам. На сегодняшний день современное искусство представляет собой абсолютный симбиоз традиционных методов, таких как графика, живопись и чего-то инновационного, например, технологий и медиа.
Нужно ли вообще современному художнику образование? Неужели недостаточно таланта?
Наша программа не совсем стандартна в плане использования классической схемы «кого-то чему-то научить». Она скорее ориентирована на передачу опыта и помощь в понимании вектора дальнейшего развития. Каждый автор в творчестве все равно самостоятельно выстраивает свою деятельность, обучается тем навыкам, которые важны именно для него, поэтому талант — это, конечно, важно, но изначально творческий потенциал есть в каждом, и наша задача заключается в том, чтобы его раскрыть, показать, как быть мотивированным, найти свои пути реализации.
Какие сложности существуют в профессии современного художника?
Если говорить о российских реалиях, то основная сложность состоит в том, что в данной сфере задействован определенный, но достаточно узкий круг людей, который нам бы хотелось расширять и пополнять. Это не только круг специалистов, но и круг почитателей современного искусства. Курс занятий должен научить молодых авторов, как правильно наладить связь со зрителем, как его вовлечь, как показать, что современное искусство есть прямое отражение мира, в котором мы живем, тенденций в культуре и социальной сфере. Это не заведомо непонятное, сложное и элитарное занятие, а дело и профессия практически для любого, кто этим искренне интересуется и хочет заниматься.
Можете перечислить основные составляющие признания, успеха в сфере современного искусства?
Основные составляющие — осознание своей темы, направления, умение выстроить собственную художественную практику и найти своего зрителя. Вот главные задачи, которые стоят перед молодыми, начинающими авторами. На программе именно эти аспекты и будут основополагающими, ведь за два года обучения студент должен понять, с чем он хочет работать с точки зрения формы и что для него, как для личности, важно донести до зрителя.
Нам бы хотелось, чтобы на основе программы «Современное искусство» сформировалось некое новое движение, а студенты ощущали себя частью такой группы. В Великобритании в конце 80-х существовало похожее направление «Young British Artists», а мы в стенах Британской высшей школы дизайна организуем «Young Russian Artists».
Каким образом планируется знакомить студентов с миром искусства?
Во-первых, будет организованно большое количество выступлений приглашенных спикеров: лекторов, художников, кураторов, коллекционеров, которые будут рассказывать и показывать, как все устроено в мире искусства. Мы бы очень хотели сотрудничать со всеми крупными музеями и галереями Москвы в формате «живых» проектов, чтобы студенты участвовали в организации выставок и занимались кураторской деятельностью.
В дальнейшем выпускники смогут налаживать сотрудничество в корпоративной сфере, помогать большим организациям формировать фонды, поддерживать молодых авторов, способствовать созданию стипендий и грантов. Пока в России подобных примеров почти нет и, основываясь на европейском и западном опыте, именно такую практику мы хотели бы сформировать на базе этой программы.
Кто из современных художников вызывает ваше восхищение?
Есть авторы, которые близки мне как художнику, но это, скорее, мое персональное видение — Питер Дойг, Нео Раух. Если говорить о людях, достойных бесконечного уважения, то один из примеров того, насколько современный художник может влиять на глобальную социальную жизнь и культуру — это Ай Вейвей. Он грандиозная фигура и личность.