Театральный дизайн — всё более востребованное в современном обществе профессиональное направление. Кураторы программы «Театральный дизайн (Сценография)» Галя Солодовникова и Полина Бахтина рассказывают о перспективах, которые ждут выпускников, выбравших эту профессию.
Начнем с главного, насколько востребована профессия театрального дизайнера?
Театральный дизайн и сценография, конечно же, не ограничены только театром — у этого направления дизайна широкая область применения. Сценография, как профессия, включает в себя решения для совершенно разных пространств — будь то выставочная сценография, сценография для модных показов, концертов, телевидения и уличных мероприятий формата open-air. Освоив профессию театрального художника, можно заниматься даже кино и рекламой, понимая, конечно, всю соответствующую специфику. В любом случае театральный дизайнер обладает знаниями, необходимыми для художественного и визуального оформления любого пространства.
Кто приходит в профессию и как понять, что эта сфера подходит для тебя?
Это интересный факт — люди приходят из совершенно разных отраслей. Например, из иллюстрации, потому что есть желание выйти за пределы плоскости листа и начать мыслить категориями объема. Много специалистов по видео-арту, медиаискусству — это художники, которые уже успели поработать в галерейных пространствах, на концертах, мероприятиях и понимают, что кроме самого видеоконтента и знания проекционного оборудования, у них нет опыта работы с трансформацией пространства — объектом проецирования. Такие люди записываются к нам на программу, чтобы научиться понимать базовые принципы организации пространств.
Для архитекторов это вообще уникальная возможность выйти в сферу искусства, используя архитектурные знания и при этом создавать чисто художественные концепции. Ведь в архитектуре есть очень много рутинных, технических моментов, связанных со строительством и долгими разработками проектов, зачастую в итоге нереализуемых. В театральном дизайне всё гораздо быстрее, динамичнее, не нужно тратить время на то, чтобы наделить объекты и пространства бытовой утилитарностью и практичностью. Главное — раскрыть идею, создать необходимые образы в сознании зрителей.
Сценография — это синтез искусств, поэтому вполне логично, что на программе учатся специалисты из разных сфер деятельности. У нас на занятиях они получают то, чего им не хватало для работы с пространством и раскрытия себя как художника.
Какие существуют мифы о профессии?
Самый распространённый миф заключается в том, что театр — это что-то очень классическое, устаревшее. Так думают люди, не знакомые с современными формами театра и не видевшие современных актуальных постановок. У них существует достаточно узкое понимание театра, сложившееся на основе неудачного опыта посещения спектаклей старой советской школы. Но современный театр очень многообразен, он принимает разные формы и часто выходит за пределы самого театрального пространства на улицу, в галереи, арт-центры, деля территорию с арт-перформансом и современным искусством.
Современный театр общается со зрителем уже на другом языке, использует интерактивные технологии, интересные инженерные решения и даже научные разработки. Более того, для каждого в современном театре найдутся свои направления: кукольный театр, театр объектов, экспериментальный, детский, музыкальный или мультижанровый театр и прочие формы. Получив у нас комплексное образование, фундаментальную базу, можно в дальнейшем остановить свой выбор на том направлении, которое ближе всего вам по духу.
На чем фокусируется ваша программа?
В своих занятиях мы делаем акцент на современный актуальный театр: российский, европейский и общемировой. Наши лекторы — практикующие профессионалы, которые одинаково хорошо преподают историю театра и при этом достаточно много рассказывают о его современных формах. Это большая редкость даже для специализированных театральных учебных заведений, поскольку в их образовательных программах такое внимание современному театру, как правило, не уделяется.
Помимо знания контекста и роли театра в мировой культуре, мы подробно рассказываем о технических нюансах, технологиях работы с механизмами, различных типах площадок, об устройстве сцены и штанкетных хозяйствах, говорим о том, как работает свет. В качестве спикеров нас посещают видеохудожники, интерактивные художники, которые знакомят студентов с инструментами мультимедиа, а танцоры, актеры и режиссеры взаимодействуют с учащимися, создавая коллаборации.
Основа всей нашей программы — это живые проекты. Каждому из них соответствует образовательный модуль, отвечающий за одно конкретное театральное направление, в рамках которого мы приглашаем в Школу лучших в России специалистов. Они помогают студентам вести проект от начала и до конца.
Какой опыт вы позаимствовали у иностранных коллег для своей программы?
Если говорить о сценографии как об учебной дисциплине, то западное европейское образование в данной области отличается большей открытостью, а студенты всегда могут заниматься исследованиями и различными практиками. Преподаватели стараются раскрыть индивидуальность каждого учащегося, выявить его особые качества и разработать уникальный творческий подход. Мы, как кураторы, преследуем похожие цели и хотим помочь каждому отдельному художнику найти свою нишу.
Расскажите о самых значимых достижениях ваших студентов
Наш курс еще относительно молодой, но мы уже довольны первыми результатами. Учащиеся активно ведут профессиональную деятельность — одна из студенток стала главным художником в театре Ханты-Мансийска, трое других наших художников приняли участие в коллаборации с Электротеатром Станиславского, почти все выпускники делают масштабные живые проекты, работая над спектаклями и постановками, такими, например, как серия спектаклей «Золотой Осёл».
Стоит отметить финальный проект первого года обучения, который проводился в сотрудничестве с фестивалем «Золотая маска» и образовательной программой для молодых хореографов «СОТА». Была двухмесячная лаборатория по мотивам «Весны священной», итогом которой послужил спектакль-инсталляция с очень интересной структурой и телесно-пластическими перформансами.
В этом году состоялась громкая премьера Оперы «Кандид. Этюды», над ее постановкой работал весь курс — 15 молодых художников. Текст Вольтера переписали поэты Андрей Радионов и Екатерина Троепольская, музыку для оркестра написал Андрей Бесогонов и режиссером постановки стала Лиза Бондарь. Спектакль появится в постоянном репертуаре мастерской Брусникина и претендует на долгую театральную жизнь.
Как эволюционирует программа с течением времени?
Мы стремимся к тому, чтобы сделать каждый год непохожим на другой. Во многом это становится возможным, благодаря меняющимся живым проектам при участии ведущих художников. В этом году планируется участие Александра Шишкина, Марии Трегубовой, Наны Абдрашитовой и, возможно, театра АХЕ. Каждый год к нам приходят разные ведущие художники, специалисты в разных типах театра, которые делятся опытом и своей творческой методикой создания произведений. При этом в течение всего периода обучения мы даем фундаментальные базовые знания и знакомим студентов с полным циклом процессов: от макетов и эскизов до их конечной реализации. Только так приходит общее понимание профессии и осознание своей роли в этой культурной нише.