Студенты программы BA (Hons) Interior Architecture and Design, в сопровождении руководителей программы Джозефа ван дер Стина и Джеймса О’Бриена, посетили Мумбаи, Ахмедабад и Дели. Студенты отразили свои мысли и впечатления от культурных и архитектурных особенностей Индии в работах, созданных в мастерских Школы по возвращении .
Индия – огромная страна, и она открывается наблюдателю, дизайнеру и архитектору во всем многообразии своих ландшафтов, климатических зон и архитектурных форм, которые в конечном итоге порождают человеческие реакции на эти условия. Именно разнообразие реакций, неоднородность и толерантность, которую она воспитывает, составляли цель поездки. Студенты посетили огромное количество мест — от запутанных и наполненных ароматами улочек Мумбая до пустынных ландшафтов и оживленных рынков Ахмедабада, и, наконец, прохладного Дели с его распланированной архитектурой, напоминающей о колониальном прошлом.
Мумбаи с его бессонницей предстал перед студентами городом смешения культур, многоцентрической, жаркой и душной агломерацией, в которой все религии, расы и касты, бедные и богатые, живут в странной, но все же прекрасной гармонии. Дачи, созданные Нари Ганди и Studio Mumbai в Алибаге, произвели на этом фоне еще более сильное впечатление, поразив своим спокойствием и безмятежностью.
Студенты посетили последний и наиболее амбициозный проект Studio Mumbai, Саат Раста, представляющий собой склады XIX века, - наиболее умиротворенное место города, расположенное, как ни странно, в его самом сердце. Склады постепенно приходили в запустение, и на их месте были созданы семь домов-атриумов и несколько студий.
Ахмедабад, напротив, показался пустынным, сухим и по большей части вегетарианским городом. Студенты ознакомились с его богатой историей, отраженной в ремеслах и архитектурном наследии, на протяжении веков испытавшим на себе сильное влияние со стороны паломнических и торговых путей, простиравшихся по всему арабскому миру и Персии. Посетив комплекс «Саркей Роза» на окраине города, будущие архитекторы увидели богато украшенные дворцы и головную мечеть, расположенную на берегу огромного водоема, на тот момент высохшего из-за летнего зноя и использовавшегося местными крестьянами в качестве пастбища для овец. И все же самое сильное впечатление оставили Храм Солнца в Модхере и ступенчатый колодец в городе Адалаж, сохранившиеся в практически нетронутом виде спустя тысячу лет после их строительства и по-прежнему служащие местами уединения, спасения от зноя и молитвы.
Старый Дели оказался столь же хаотичным и насыщенным впечатлениями, как и Мумбаи, однако Нью-Дели, спроектированный и построенный Эдвином Лютьенсом в начале XX века, поразил студентов контрастом, своими широкими бульварами и дипломатическими миссиями, вызвав немного неловкое чувство спокойствия в такой огромной стране.
Джозеф ван дер Стин, руководитель программы: «Экспедиция студентов IAD в 2015 году стала огромным стимулом и вдохновением для наших студентов, и это уже заметно в самих работах и в том энтузиазме, который царит в студии после возвращения».
Екатерина Олейникова, студент программы BA (Hons) Interior Architecture and Design, про здание Текстильной ассоциации в Ахмедабаде и сложности, связанные с его реставрацией:
«Здание Текстильной ассоциации в Ахмедабаде представляет собой яркий пример судьбы здания в Индии. Оно было построено в качестве символа инноваций, но столкнулось с типичной для дорогих современных зданий ситуацией, когда те приходят в запустение, как только у их владельцев кончаются средства на их эксплуатацию и ремонт. Когда мы посетили это знаменитое здание Ле Корбюзье, гендиректор Абинава Шукла поведал нам историю здания и его реставрации. Ремонт производился в условиях крайне ограниченного бюджета, что не могло не сказаться на качестве. По словам А.Шуклы, они лишь заменили недостающие детали, такие как угловые конструкции бетонных перил и обрушенные участки стен, с использованием доступных на тот момент материалов. Таким образом, команде реставраторов не удалось в полной мере понять и восстановить изначальную конструкцию здания, они лишь по мере сил и возможностей повторили образ оригинальных элементов. Новые материалы не отличаются высоким качеством: желтая краска на стене у входа отваливается, а новые углы бетонных перил покрыты трещинами. Из перил лестницы торчат гвозди, которые, скорее всего, остались от огромных плакатов, размещенных по случаю открытия выставки Ле Корбюзье; вместо того, чтобы избавиться от них, их было решено оставить для последующего использования».
Елизавета Ларцеева, студент программы BA (Hons) Interior Architecture and Design, про Мумбаи и культурное разнообразие:
«Для меня Мумбаи стал самым запоминающимся местом, знакомство с которым началось с улыбчивого портье-индуса, который занес мой чемодан в номер отеля, кишащий тараканами, и закончилось 14-часовой поездкой на автобусе в Ахмедабад. Мумбаи дал мне почувствовать атмосферу Индии, увидеть тяжелую жизнь индийского народа, от низшей касты до высшей, и поразил архитектурным контрастом между трущобами и роскошными виллами. Наша образовательная программа была очень вдохновляющей, главным образом благодаря посещению зданий, построенных Studio Mumbai, и двух их мастерских. Более того, у нас состоялся очень познавательный визит на рынок древесины, где нам рассказали о принципах работы с различными породами дерева, и, наконец, мы посетили развалины португальской крепости XV века».
Евгения Кашимова, студент программы BA (Hons) Interior Architecture and Design, про офис Studio Mumbai и дизайн интерьера:
«Ты входишь в непримечательные ворота на одной из оживленных улочек Мумбая, и попадаешь в традиционный индийский дом. Вернее, оказываешься в самом его центре – во внутреннем дворике, окруженном крыльями здания со всех сторон, с изогнувшимся деревом посередине. Такая конструкция называется «налукетту» и она повсеместно используется в архитектуре частных домов в Индии. На входе нет ни указателя, ни вывески, поэтому поначалу кажется, что ты попал в обычный жилой дом, и даже минималистичный, но уютный интерьер кажется домашним, в нем царит атмосфера уединения и интимности. На самом деле, это место в целом показалось своего рода убежищем в условиях шумного и суетливого города, где ты можешь выбрать степень уединения с помощью различных перекрытий, раздвижных деревянных окон и створчатых дверей, или переместившись с более открытого первого этажа на второй, в котором есть разграниченные зоны. Более того, все стеклянные элементы дверей и окон граненые, что только подчеркивает ощущение личного пространства, так как через них свет, зелень, городской пейзаж и другим детали города кажутся размытыми, создавая иллюзию, будто внешнего мира и вовсе не существует. Наслаждаясь атмосферой уединения, столь непривычной для динамичного города, ты не сразу понимаешь, что различные архитектурные модели всевозможных масштабов и степени проработки, расставленные в комнатах, не являются декоративными элементами, и что эти комнаты не жилые, и что все люди, которых ты встречаешь – кто-то рисует или читает, кто-то работает за компьютером, кто-то занимается чем-то в саду – не являются членами одной семьи, и, наконец, что ты попал не в жилой дом, а в офис Studio Mumbai».