Выпускница программы ДПО «Визуальные коммуникации» Алёна Жокина разработала фирменный стиль для трёх сцен Московского театра п/р О. Табакова. Новая айдентика уже применяется в оформлении печатной продукции «Табакерки».
Как вам удалось получить такого заказчика?
Главное — это вера, упорство и труд. Впрочем, обо всём по порядку. Когда мы вышли на дипломный рубеж, нужно было найти заказчика и интересный проект. Я решила поработать с театральной индустрией и занялась поиском театров, нуждавшихся в ребрендинге. Составила письмо с предложением о сотрудничестве, прикрепила свое портфолио, ссылку на Behance и небольшое резюме, а затем разослала по театрам самого разного «калибра» — от небольших студий до известных на всю страну площадок.
Через какое-то время со мной связался Николай Симонов, главный художник МХТ им. Чехова, и пригласил на встречу. Оказалось, что он давно думал о ребрендинге МХТ, поэтому мне было предложено обновить фирменный стиль одного из главных российских театров. Это был очень ответственный и важный проект — работать пришлось много, но наши старания были вознаграждены, и под руководством Николая мы выполнили редизайн. Затем, после выхода в свет этого проекта, нам предложили сделать то же самое для «Табакерки» в связи с открытием новой сцены.
С кем вы работали над проектом и насколько театр вам доверял?
Доверие было заработано трудом и только так, а вообще, нам очень повезло с командой, которую набирали сами. Николай Симонов положился на меня в этом вопросе, поэтому выбор подрядчиков — моих рук дело. Работой с этими людьми можно только гордиться. Во время работы Николай продемонстрировал потрясающее мастерство художника и куратора, я благодарна ему за полезную критику и наставления. Созданием сайта занималась Вероника Полякова, а Карина Мелкунова отвечала за структурность и целостность брендбука. Отдельная благодарность моему куратору Леониду Славину, без которого этот проект вряд ли бы состоялся.
Сколько времени заняла работа?
Мы подписали контракт, в котором были указаны даты сдачи проекта. Работа шла четко по срокам, а каждые 4-7 дней проходили рабочие совещания с руководством и командой театра. В итоге весь ребрендинг был осуществлён примерно за три месяца — сроки сжатые, но это держало в тонусе. Поскольку театр давно хотел сменить айдентику, у администрации было точное понимание того, что хотелось бы получить в итоге. Каждое наше предложение, дополнение, улучшение или нововведение рассматривалось и принималось во внимание. Предыдущий опыт работы над фирменным стилем МХТ здесь очень пригодился.
Расскажите о финальной концепции
В самом начале мы предложили несколько концепций, каждая из которых содержала обоснование и примеры реализации на различных носителях. Руководство театра остановило свой выбор на концепции «Кристаллы», где главным лейтмотивом в оформлении стали стилизованные грани кристалла. Мы подумали, что кристалл может служить символом ювелирного мастерства Олега Табакова, который как режиссер и педагог «придал огранку» многим поколениям актёров. Кроме того, новое здание театра позволит раскрыть еще больше граней театрального искусства, и актеры ярче засияют на сцене. Таким образом метафора нашла отражение во всём фирменном стиле.
Самое важное условие ребрендинга — сохранение логотипа, нарисованного еще в 70-х годах прошлого века. Он был сохранен, переведен в цифровой вид и в некоторых случаях дополнен орнаментом с гранями. После выбора ключевых элементов нового фирменного стиля следующим важным решением стало использование различных цветовых кодов для визуальной идентификации площадок (сцен).
Помимо основной айдентики, мы разработали систему навигации внутри театра. Изменения претерпели конструкции знаков и их расположение, номерки, указатели. Необычные решения, предложенные нами для навигации, должны понравиться посетителям своей лёгкостью, граничащей с воздушностью.
Как происходит применение вашей концепции на практике?
Реализация фирменного стиля в пространстве на ул. Чаплыгина идет полным ходом. Команда дизайнеров театра привыкает к работе с новыми визуальными образами и уже создает обновленные флаеры и афиши к спектаклям. Полная смена фирменного стиля произойдёт в сентябре, когда торжественно откроется основная сцена на Сухаревке.
Чем измеряется успех проделанной вами работы?
Главное, чтоб в результате получились не просто красивые картинки. Важен смысл, целостность структуры и жизнеспособность всего проекта в совокупности. В театральной сфере — это понятность и удобство восприятия информации зрителем, а также мгновенная идентификация театра по визуальным элементам фирменного стиля.