Интенсивы PRO — это курсы, которые позволяют в сжатые сроки освоить новую специальность. Скажите, специалист по леттерингу — действительно считается полноценной профессией?
Катерина:
В Европе и Америке — уже давно. Обычно работа в студиях «там» строится следующим образом: дизайнер и арт-директор работают над концепцией, согласовывают примерное направление с клиентом, а потом не используют готовый шрифт для надписи/логотипа, а обращаются к шрифтовику. То есть чаще всего изначально уже имеется некое направление в виде схемы, наброска, геометрического гротеска или надписи кистью, в рамках него шрифтовик разрабатывает конечный продукт, учитывая возможные особые пожелания заказчика, задачи проекта, характер бренда и т.д. Под термином «шрифтовик» мы подразумеваем не дизайнера шрифта, а специалиста более широкого профиля — каллиграфа или lettering artist.
Мария:
В английском языке существует слово «letterer», именно таким образом называют себя некоторые специалисты по леттерингу. Более того, уже в рамках леттеринга можно выделить специалистов, занимающихся определенным видом ремесла — художники, занимающиеся оформлением вывесок («sign painting»), гравировщики по камню («stone carving»), специалисты по леттерингу мелом, кистью, т.п. Как видите, по сути одна профессия подразумевает различных специалистов, работающих конкретно с тем или иным материалом, техникой, а объединяет их всех создание уникальных шрифтовых композиций. Одна из задач нашего курса — дать студентам представление о широте восприятия данной профессии.
На первый взгляд кажется, что «буквы» — это всего лишь часть чего-то большего в дизайне. Почему направление леттеринга сейчас все сильнее выделяется из области графического дизайна?
Катерина:
Наверное, не совсем корректно говорить «выделяется» или «сейчас». На Западе давно есть такое понятие как «типограф», то есть человек, умеющий работать с буквами. Даже в дореволюционной России и во времена Советского Союза были специалисты в данной области. Однако, начиная с 90-х, это направление планомерно забывалось, так как происходящие реформы в стране, экономическая ситуация и коллизии в верхних эшелонах власти способствовали нивелированию значимости искусства леттеринга. Население волновали совсем другие проблемы, поэтому профессия оказалась забытой и никому ненужной в тот смутный период, к счастью временный.
Для европейских или американских дизайнеров леттеринг — неотъемлемая часть их умений и навыков. Западный дизайнер попросту не может не владеть основами шрифтового дизайна. У меня есть знакомый, он учился рекламному копирайту в Канаде. Так вот у них в программе был и шрифт, и типографика, и каллиграфия. Нельзя работать в дизайне и ничего не знать про буквы. Если хочется делать хорошие работы, конечно.
Мария:
У нас в стране в графическом дизайне преобладают специалисты широкого профиля, словно дизайнер обязан уметь всё-всё. Дизайнер действительно должен иметь разносторонние знания и всем интересоваться, но вовсе не должен делать это собственными руками. Как уже отмечалось выше, он, как правило, обращается к тому, кто разбирается в конкретной области лучше него самого. Если речь идёт об иллюстрации — в качестве исполнителя ищут иллюстратора, если о леттеринге — профессионала в этой области, способного предложить наилучшие решения для поставленной задачи, развить идею, предложенную дизайнером, уточнить детали и довести их до совершенства.
Наш курс не только и даже не столько для тех, кто профессионально занимается леттерингом, сколько для графических дизайнеров, желающих применять леттеринг в своей работе, понимать процесс его создания и сопутствующие стилистические тонкости.
Оправдывает ли себя появление многочисленных студий, специализирующихся исключительно на леттеринге и как строится работа в вашей собственной студии Contrast Foundry?
Катерина:
На самом деле почти никто не занимается исключительно леттерингом. Мы, например, создаем и логотипы, и айдентику, и шрифты, и фирменный стиль, и даже сайты. Просто упор в наших работах делаем именно на хорошую типографику, поскольку это наш профиль. Если же нам нужен, например, разработчик на сложный сайт, мы его нанимаем специально под конкретный проект.
Мария:
«Леттерреры», как правило, стараются избегать привязки к конкретному стилю, но всё-таки это неизбежно. В коммерческом плане наличие узнаваемого почерка облегчает задачу — дизайнер (заказчик) знает за какого рода работой к кому идти и результат этой работы ему тоже легко спрогнозировать. У нас как такового узнаваемого графического почерка нет. Возможно, это сложнее в плане самопродвижения, но нам так интереснее. В нашей студии работа над проектами идёт по-разному: бывает, что кто-то один выполняет все этапы, а бывает, что совместно.
Как заказчик понимает, что для решения его задачи ему нужна студия леттеринга? Расскажите на примере одного из ваших проектов.
Катерина:
Очень часто к нам приходят заказчики с такой историей: «Мне нужен логотип. Сначала я попробовал набрать его всеми имеющимися на компьютере шрифтами, но получилось некрасиво. Потом я обратился в дизайн-студию и там мне тоже предложили какие-то банальные решения. Я видел, что вы устраиваете мастер-классы, где рисуете буквы руками, при этом всё получается красиво и эстетически привлекательно. Можете и мне что-то нарисовать для логотипа?». Пример такого проекта — бюро путешествий для иностранцев в Россию «Артель Тройка». Для них мы создали логотип по мотивам осовремененной Древней Руси. Эту работу можно посмотреть на нашем сайте.
Мария:
К нам обращаются и сами заказчики и собственно дизайнеры, которые в этом случае выступают посредниками. Подходы в работе в этих случаях разные. Когда приходит заказчик, то мы сами делаем исследование, много обращаемся, разбираемся, что же от нас хотят и какую задачу мы должны решить.
Когда с чётким заданием приходит дизайнер, то фаза поиска и переговоров лежит на нём и остается «за кадром» — между собой мы уже говорим на одном языке. В рамках сотрудничества с дизайнерами и агентствами существует несколько возможных вариантов развития событий. Первый — нам предоставляется конкретный референс и высказывается пожелание — «хочу, чтобы было так». Яркий пример такого проекта —логотип Ceremony. Сначала может показаться, что такая работа чисто техническая и предполагает отрисовку идеи заказчика, но это далеко не так. Даже в рамках самого жёсткого референса за финальным логотипом стоит огромное количество творческой работы.
Второй вариант — дизайнер приходит с «образной» задачей и рассказывает, как стилистически логотип должен «звучать», какие задачи решать, ну а мы уже ищем графические способы его воплощения. В этом случае дизайнер обращается к нам, потому что понимает, что мы сможем предложить более интересное и нестандартное решение. Из примеров таких работ —Afisha Daily (арт-директора Ира Иванова и Максим Никаноров) и логотип Aliona Doletskaya, сделанный по заказу компании Ценципер (креативный директор Михаил Сметана).
Вы прошли путь от дизайнера, фрилансера в студии до основателя собственной студии. Как еще может выглядеть успешный карьерный путь человека, увлечённого работой с буквами?
Катерина:
Да как угодно может выглядеть. Я работала почти 6 лет дизайнером, а потом арт-директором в одной из самых классных студий Москвы, Дизайн Депо. Потом надоело и мне захотелось поучиться в Голландии. Так получилось, что я уехала и осталась там жить и работать. Сделать что-то своё был самый очевидный вариант. В Голландии почти все дизайнеры работают сами на себя, если и в студии, то часто part-time или по контракту. Я тоже, например, два дня в неделю работаю в Atelier Carvalho Bernau, остальное время занимаюсь своими проектами, развиваю с Машей Contrast Foundry.
Мария:
Главное — не буквы, не шрифты, не леттеринг, главное — внимание к деталям, чувство белого и чёрного. Это такие невидимые знания, позволяющие развиваться и качественно делать свою работу. Ведь буквы являются одним из лучших способов, позволяющим развивать эти навыки. Путь развития у каждого свой, но пройти его необходимо на пределе своих возможностей. От студентов за эти три месяца мы тоже будем ждать искренней самоотдачи.
Назовите три «лайфхака» по привлечению к себе внимания заказчиков и профессионального сообщества.
Катерина:
- Выигрывать международные конкурсы
- Вести блог, Instagram* и Twitter (до последнего мы всё никак не доберёмся)
- Закончить Type and Media в Гааге или университет Reading в Англии.
Мария:
Если есть желание, то привлечь к себе внимание достаточно просто. Для громкого пиара надо сделать что-то экстравагантное, провокационное и тебя обязательно заметят массы. Соцсети, публичные выступления, блоги — все эти каналы помогают заявить о себе (конечно, если есть о чём рассказывать).
Существуют ли специализированные фестивали в вашей сфере и насколько высокий уровень они имеют?
Катерина:
Проводится довольно много тематических мероприятий, лучшее из них — шрифтовая конференция «Серебро Набора». Несколько лет её героически и самоотверженно организовывает Гаянэ Багдасарян. Также у нас есть свой собственный проект «Шрифтовая Мастерская», все подробности о нём можно узнать на сайте www.typedesignworkshop.org
Стоит отметить хороший летний воркшоп в университете Урбино (Италия), Type Cooper в Нью-Йорке и конференции типа ATypI или TypoBerlin.
Мария:
На шрифтовые мероприятия и различного рода курсы у нас в стране сейчас наблюдается бум. Краткосрочные мастер-классы становятся хорошим бизнесом, на руку играет тот факт, что общая шрифтовая культура пока не очень высока, поэтому не каждый дизайнер разбирается, какой курс действительно профессиональный, а какой является профанацией. Часто идут учиться не к определённому преподавателю, а ведутся на красивый анонс-картинку. Я же надеюсь, что ситуация поменяется, а количество таких мероприятий и мест, где можно научиться леттерингу, в какой-то момент перейдёт в качество.
Этому способствуют люди, которые ставят себе высокую планку и организуют мероприятия не только для начинающих, но и для продвинутых специалистов. Строго говоря, необходимо делать такие мероприятия, чтобы самому было интересно их посещать, и приглашать для выступления тех, кого сам хотел бы послушать и у кого мечтал поучиться. Если говорить о нашем 3-х месячном Интенсиве PRO, то я верю, что курс получится именно такой, ведь Ирина Смирнова, Елена Новосёлова, Александр Тарбеев, Иван Величко — у этих преподавателей на программе мы сами бы с удовольствием поучились.
Кто обычно приходит в леттеринг и почему? Какие минимальные требования к поступающим на ваш курс?
Катерина:
В леттеринг обычно приходят специалисты из дизайна, иллюстрации, или каллиграфии. Конечно, начинать совсем с нуля тяжеловато будет. Хотя это всё вопрос желания и самоорганизации. Я, например, закончила журфак МГУ и собиралась пойти в Британку поучиться, но было слишком много работы. Через какое-то время Илья Рудерман позвал меня преподавать к нему на курс, и я поняла, что момент «пойти поучиться» был как-то упущен.
Мария:
Как правило, леттерингом начинают заниматься графические дизайнеры, но это не единственно возможный сценарий. Главное, что необходимо, это художественный вкус, который можно развивать множеством способов — фотографией, рисованием, скульптурой, каллиграфией. Всё это, как я уже говорила, о чёрном и белом, о пропорциях и композиции — без этого, действительно, нельзя.
В нашем случае, когда в распоряжении всего три месяца, важно, чтобы студенты были уверенными пользователями графических программ (Adobe Illustrator, Adobe Photoshop, Adobe InDesign) и обладали навыками рисунка от руки. Чем больше у студента будет опыта рисования, чем лучше он владеет инструментом (кисть, карандаш, перо — неважно, сюда же можно отнести работу с вектором), тем легче нам будет разговаривать на одном языке и двигаться вперёд.
Вы закончили много профильных университетов, где учились по полным программам. Не лишатся ли наши студенты чего-то важного в обучении, пройдя курс всего за 3 месяца?
Катерина:
Мы не обещаем, что через три месяца студенты станут суперзвёздами. Мы скорее покажем правильное направление, обозначим возможности, расскажем о разных материалах и инструментах, словом, заложим основную базу. Что потом человек с этой базой сделает — это уже другой вопрос.
В Голландии, на Type and Media, обучение строится следующим образом: тебе выделяют рабочее место, показывают, где находится библиотека, иногда приглашают на какие-то лекции. Но 95% времени — это твоя самостоятельная работа. Сам себя мотивируй и придумывай, что и как делать. Нужен совет — спрашивай, пока ты студент, преподаватель тебе поможет и ответит. Вот и всё.
Мария:
Кто-то учится по 6 лет в институте, и эти годы проходят бесследно, а кто-то вообще не заканчивал профильного вуза и является первоклассным профессионалом. Почему? Способность и желание развиваться, пробовать новое — вот основные шаги на пути к успеху. Не стоит пытаться насильно впихнуть знания в человека. Гораздо важнее направить, заставить сомневаться и заинтересовать процессом. Со своей стороны, мы сделаем всё возможное, чтобы их стремление к самосовершенствованию как во время, так и после окончания курса не иссякало.