В Москве в рамках Salone del Mobile.Milano Moscow проходила выставка молодых дизайнеров, на которой коллекция журнальных столиков Fleur, разработанная Иваном Басовым для российского бренда Fors Furniture, заняла призовое место. В апреле 2019 года он продемонстрирует свой новый проект уже на миланской выставке Salone del Mobile.Milano 2019.
Иван – художник-проектировщик мебели, член Московского союза художников, дизайнер интерьера и преподаватель БВШД. Вместе с дизайнером Семеном Лавданским Иван Басов основал студию авторской мебели Basmaconcept, концепция которой построена на переосмыслении и современной интерпретации древнерусских техник обработки материалов.
Елена Медведникова, выпускница БВШД, преподаватель курса «Дизайн интерьера» и основатель студии Svoboda agency, поговорила с Иваном о жизни художника-проектировщика, его философии и творческом методе.
Кто вы? Как вы себя определяете?
Определяю себя, в первую очередь, как художника и, во вторую, как дизайнера. Можно сказать, художник-дизайнер или, как раньше называли таких людей, художник-проектировщик. Мне это понятие ближе, чем дизайнер, потому что я отношусь к профессии как к чему-то, больше связанному с искусством, с философией, с исследованием, нежели просто с прагматичным обслуживанием нужд. Это больше про любовь, про индивидуальность и уникальность.
Когда вы решили стать дизайнером и почему?
Не то чтобы решал стать дизайнером – решил пойти учится в МГХПА им. Строганова, на кафедру мебели. Это был прагматичный выбор. В первую очередь, хотелось обучиться дизайну интерьера, но было понятно, что на кафедре мебели можно также научиться проектировать мебель. И не ошибся – действительно, нас учили проектировать и интерьеры, и мебель.
Какие советы вы можете дать новичкам?
В первую очередь, не бояться сделать что-то новое, что могут не понять. Второе – это работать честно. Я думаю, это и есть та самая рекомендация, которую хочется дать. Остальное – ерунда.
Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать успешным дизайнером?
Любой человек уже дизайнер в своей жизни. Когда мы осознанно придумываем, как нам жить, во что одеваться, как себя вести – это дизайн. Мы все дизайнеры. Успешные дизайнеры – это понятие относительное. Для меня дизайн – умение формулировать задачи, выявлять их суть и находить решения. Успех при данной формулировке – это получение ожидаемого положительного результата.
Что для вас хороший дизайн?
Именно дизайн для меня хороший тот, который справился с поставленной задачей. Если у вас была задача спроектировать дешевый автомобиль и результат выглядит дешево, то почему это плохой дизайн? Вы справились, это решенная задача в дизайне. А вот в плане личных вкусов – это уже как бы субъективная оценка.
Сейчас все большую актуальность приобретает ответственный дизайн. Что в вашем понимании безответственный дизайн?
Безответственный дизайн похож на безответственного человека, который не отвечает за свои действия, поступки, за сказанные слова или договоренности. Человека, который не задумывается о возможных последствиях своих действий. Иначе говоря, безответственный дизайн – это неосознанный дизайн.
Говорят, в будущем задачи дизайнеров будут выполнять роботы (искусственный интеллект). Что вы думаете об этом?
Если понимать дизайн как решение поставленных задач, то да, думаю, такую задачу возможно решить роботу.
А если понимать дизайн как совокупность художественных и технических решений, то как реализовать художественную составляющую искусственному интеллекту?
На самом деле мы называем художественным вкусом то, что накапливается у нас годами в зависимости от того, что мы видим, что мы слышим, что едим, пьем и прочее. В принципе, насмотренность у Google гораздо выше, чем у людей. Робот точно также может скомпилировать какие-то составляющие из среды и получить результат. Но робот вряд ли будет ошибаться. А такая ошибка – самое ценное, что есть у человека. Поэтому полностью робот нас не заменит, особенно в творческих профессиях, но дизайнером он быть может. Сегодня на рынке полно дизайнеров, которые выполняют работу роботов, причем хуже с ней справляются.
Нужно ли иметь талант, чтобы заниматься дизайном или этому можно научиться?
Можно научиться всему.
Вы преподаете в Британке как на подготовительном курсе, так и на базовом курсе «Дизайн интерьера». Какое основное отличие в требованиях, предъявляемых вами к студентам на этих программах?
Когда мы говорим о базовом курсе «Дизайн интерьера» – это уже конкретная направленность. Предполагая, что выбор специальности студентами сделан, я стараюсь ориентировать все занятия под конкретное направление, интерьер. На подготовительном отделение студенты только выбирают специализацию, поэтому там дается более общая картина. А требования одни и те же – думать и делать.
Когда вам пришла идея основать собственный бренд?
Мы начали работать над проектом в июле 2018 года и к выставке Wood Works в декабре у нас были готовы первые изделия.
В чем уникальность продукции Basmaconcept?
Скрестить эпохи, перемешать материалы, связать технику и определить эстетическую гармонию монтажа этих приемов, и создать при этом цельный, актуальный и свежий предмет – вот основная идея Basmaconcept.
Басма – это старинная и тонкая техника тиснения орнамента на листовом металле. Она появилась на Руси ещё в 11 веке, под влиянием византийских традиций. Для изготовления басмы используют форму-матрицу, орнамент, которой повторяется на металлическом листе. Мастера вручную наносили орнамент специальным зубилом на медных или стальных заготовках, что делает такой рисунок уникальным и неповторимым.
Уникально также само использование данной техники в мебели. Есть рисунки, которые мы разрабатываем самостоятельно, и их больше нигде не встретить. Например, как на комоде BRANCH.
Как вы разрешаете противоречия, так или иначе возникающие при совместной работе двух художников над одним проектом?
У нас не возникало противоречий, только обсуждения и обмен мнениями. Думаю, помогает то, что мы с уважением и вниманием относимся друг к другу и стараемся слышать и разбирать мнение каждого члена команды. Также, думаю, что не последнюю роль играет наше воспитание и схожесть взглядов.
Ваш продукт занял призовое место на SaloneSatellite 2018. Какие вы цели ставили перед собой, когда шли на выставку?
На самом деле, призовое место – совершенно неожиданный, но, безусловно, приятный результат. Основная цель была познакомиться с новыми людьми, обрасти новыми контактами, получить какие-то новые заказы. Сейчас многие производства в России либо копируют зарубежные проекты, либо у них слабенький дизайн. Не хочу, естественно, никого осуждать или оценивать. Речь идет о российских мебельных компаниях, в штате которых работает дизайнер, но они абсолютно неконкурентоспособны перед западными аналогами. Хотелось бы эту ситуацию постепенно изменить.
Российский дизайн может быть популярным за границей? Что для этого нужно?
Да. Нужно больше времени посвящать исследованиям, анализу, тому что называется интеллектуальным трудом. Сейчас у нас только начинают ценить и формулировать, что он из себя представляет. В России привыкли платить только за какой-то физический результат. Однако и сегодня у нас уже многие дизайнеры и художники делают прекрасные проекты, которые популярны за границей.
Нужно ли следовать трендам?
Хорошо, когда художник чувствует тренды, предвосхищает их на уровне интуиции, руководствуется опытом, а не слепо следует за ними.
В условиях современности, насколько актуален вопрос ручного труда при производстве мебели?
Зависит от задач. Если это огромное производство, массовый продукт, тиражируемый в миллионах единиц, то, конечно, ручной труд не актуален. Человек просто не справится с этими объемами. Но если это вещь, которая пройдет через поколения или которая будет восприниматься не только как утилитарный объект (например, не просто стол для еды, а стол, сделанный каким-то дизайнером), а как арт-объект, то, безусловно, ручной труд актуален. Это то, что сейчас принято называть коллекционным дизайном. Он никуда не денется, тем более, есть некоторые технологии, которые можно применять только с помощью ручного труда. Например, сделанные вручную старые чеканные формы, безумно красивые. Никакой робот такого не сделает. Красота в каких-то «ошибках», каких-то неповторимых сколах и прочем. Это кайф!
Полный текст интервью на svoboda.agency.