Моё появление в «Батеньке» — счастливая случайность. Я училась в Британке на иллюстратора, работала дизайнером в большой компании, но искала возможность рисовать и поэтому везде рассылала своё портфолио. На одно из моих писем ответил Антон Ярош, сооснователь
«Батенька, да вы трансформер» и контент-студии «Мамихлапинатана». Мы сделали несколько иллюстраций к статьям, поработали над коммерческим проектом, а потом Антон позвал меня в штат иллюстратором. Я отнеслась к его предложению с недоверием и сначала отказалась, но потом передумала благодаря сокурсникам: все в один голос уговаривали согласиться, ведь вакансия штатного иллюстратора встречается довольно редко. Весь год я рисовала для разных проектов контент-студии и «Батеньки», но при этом очень хотелось роста: больше видеть, рассказывать, решать самостоятельно. Я брала на себя всё больше задач, пока мне не предложили стать арт-директором самиздата.
— Какие главные правила существуют в редакции относительно визуальной составляющей?
Мне странно пытаться сформулировать такие «правила», ведь это будет значить, что существует какой-то кодекс, на который мы ориентируемся, а это не так, правил нет. Должно быть классно, должно нравиться нам самим.
— Почему в материалах делается упор на иллюстрацию? Это круто, но ведь сложно/дорого/долго...
«Батенька» с самого начала задумывался как ресурс с уникальным и хорошо проработанным контентом — это касается и текстов, и картинок. Мы не отрабатываем новостную повестку, а наблюдаем за трансформациями в мире и фиксируем их. Учитывая отсутствие привязки к конкретным событиям, мы можем позволить себе долго работать над материалом и закладывать время на создание иллюстраций/фотографий, а не обходиться стоковыми изображениями.
— Как выглядит процесс работы иллюстратора над материалом? Как вы брифуете его? Как подбираете иллюстраторов для текстов, по каким критериям?
Я читаю текст и подбираю слово-метафору, которое могло бы описать прочитанное. Мне важно уловить настроение материала: это что-то тревожное? манящее? воодушевляющее? коллаж или иллюстрация? После того как в голове складывается примерный образ, я вспоминаю, кто из наших иллюстраторов работает в такой технике/стилистике, и пишу ему напрямую. В зависимости от объёма текста мы договариваемся на определённое количество картинок. Иногда важно подсветить конкретные моменты в тексте, и мы их проговариваем, особенно если речь идёт о нативке. А иногда я бесконечно доверяю художнику (потому что с большинством из них лично знакома), и тогда больше никакие вводные не нужны.
— Вы сами ищете авторов или вам присылают портфолио желающие?
Мы всегда рады сотрудничать с новыми художниками, поэтому пишите на
alyona@batenka.ru и присылайте своё портфолио. Но, конечно, есть пул иллюстраторов, с которыми мы давно работаем, и есть художники, к которым я мечтаю подобраться, и связываюсь с ними сама.
— Как ты думаешь, чему в первую очередь нужно учить иллюстраторов? Какой главный навык в этой профессии?
Не думаю, что можно выделить какой-то главный навык или с точностью обозначить, чему иллюстраторам нужно учиться в первую очередь. Конечно, хочется, чтобы иллюстраторы были хорошими рисовальщиками, открывали для себя новые инструменты, продолжали поиск и совершенствовали технику. Важно, чтобы они учились находить, обрабатывать и рассказывать историю. Но чем чаще я обсуждаю ситуацию на рынке с коллегами, тем сильнее утверждаюсь в мысли, что самое сложное и необходимое — это умение срастить личные художественные интересы и работу в индустрии. Это идеальная ситуация для всех участников процесса: художник продолжает исследовать интересную ему самому территорию, заказчик получает вовлечённого и максимально заинтересованного работника. Конечно, арт-директор и иллюстратор тут становятся напарниками, но арт-директору ещё важно помнить про индивидуальный подход к каждому. Этот подход мы собираемся изучить вместе со студентами курса Меламеда, таким же принципам я стараюсь следовать на курсе в Простой Школе, который мы ведём вместе со Светой Муллари.
— Арт-дирекшен — это в большо́й степени менеджмент. Как тебе удаётся совмещать творчество и управление? Что больше всего доставляет удовольствие в работе?
Раньше бы не подумала, но теперь точно знаю, что управление — удивительно интересная вещь. Это возможность смотреть на процесс «сверху», придумывать, собирать материал, привлекая лучшие умы, а потом видеть, как получается продукт, — это действительно бесценно. Плюс ко всему я действительно хорошо планирую, могу держать в голове много вопросов сразу, знаю, к кому обратиться, — тут немаловажную роль играет мой бэкграунд, я знакома со многими отличными художниками. Думаю, что именно для меня это и есть дело мечты: одновременно управлять процессами и думать о том, как сделать продукт невыносимо прекрасным.
Вот несколько таких вещей, с которыми я успела поработать: спецпроект, посвященный художнику Василию Верещагин
у и сделанный при поддержке Государственной Третьяковской галереи (для него я собирала коллаж главной страницы и рисовала комиксы), два проекта для Инвитро (в
одном я выступила как художник, в другом
— как арт-директор и дизайнер), и тут нам удалось поработать с великим Олегом Пащенко. Недавно совместно с Международным Мемориалом мы запустили проект «Остарбайтеры» (следите за обновлениями) и, наконец, исследование
о месте дома в жизни современного человека совместно с группой компаний «ПИК», к которому привлекли потрясающих авторов и художников. Stay tuned, и не забывайте: мир в огне.
Фотографии: Дмитрий Лукьянов для Calvert