Основательницы творческого объединения «Акулка», выпускницы программы «Иллюстрация»
— Расскажите немного о себе. Как вы стали заниматься иллюстрацией?
Таня: Первый успех пришёл ко мне в шестом классе. Я рисовала комиксы с обнажёнными дамами на уроках, это заметили одноклассники и стали делать заказы на такие картинки. В этом возрасте подобные вещи вызывали дикий восторг, конечно.
Годом позже, когда учителя начали снимать меня с уроков, чтобы я оформила школьные выставочные стенды и сделала плакаты, я впервые осознала, что из этого всего может что-то получиться.
Ну а десять лет спустя, после учёбы в МГУ и многочисленных попыток «построить карьеру», я наконец добралась до Британки, и пошло-поехало.
Надя: Думаю, действительно интересоваться иллюстрацией я начала, только когда подала заявку на поступление в Британку. Я много рисовала в детстве в качестве развлечения, но когда дело доходило до домашнего задания на уроках рисования, меня это переставало интересовать, и работы рисовала за меня мама. Помню, что меня гораздо больше интересовал выбор и покупка фломастеров. В количестве и качестве материалов со мной мало кто мог соревноваться, и этого мне хватало.
В средних классах у меня ещё не было компьютера, но появилась камера, и я увлеклась фотографией. Первое время в этом деле было самым чудесным. Я жила в очень маленьком городке на берегу моря, где нельзя было купить книг по фотографии, и интернет-клубы к нам ещё не пришли. Я могла опираться только на свою интуицию и практику и в то время сделала свои лучшие кадры. После я отправилась получать высшее образование и продолжила заниматься фотографией. У меня появились книги, заказы и даже выставка, но так, как раньше, я уже не умела.
Закончив магистратуру, я решила исправить ситуацию поступив в ещё один вуз, уже на фотографию. Но система образования не оправдала моих надежд. Как только я получила второй диплом, я решила, что хочу жить в искусстве, но с фотографией отношения испорчены, и нужно что-то новое. Я отправила заявку на поступление и начала рисовать. Поступила на
курс Меламеда и с тех пор не помню дня, чтобы я не рисовала. Сейчас я рисую, преподаю, учусь и, думаю, так будет всегда.
— Почему вы решили создать «Акулку», а не оставаться «отдельными творческими единицами»? Почему сейчас художники все чаще создают творческие объединения?
Тут немного неудачная формулировка. Быть объединением или входить в объединение совершенно не значит перестать быть творческой единицей. Это как кататься на велосипеде, но при этом любить лежать на диване — одно не исключает другое. Мы никогда не переставали быть самостоятельными художниками. Более того, участие в объединении помогает лучше понять, что ты за единица такая и что делать со своим личным творчеством.
Наши собственные интересы всегда на первом месте. Мы работаем как отдельные художники, составляем объединение «Акулка» и «Акулкой» входим в объединение Kisety, в которое, в свою очередь, входят отдельные художники и другие объединения.
Мы сошлись ещё во время учёбы в Британке и на разных этапах нашего общения замечали, что мы то больше, то меньше похожи друг на друга в иллюстрации. В конце концов стало очевидно, что у нас схожие вкусы, интересы и подход к работе, и решили создать третьего художника — «Акулку».
Объединение удобно тем, что это работа в команде. А это значит, что когда один вусмерть устал, второй может продолжать, и дело идёт. А когда оба полны энергии — вы выстреливаете как ракета. Грубо говоря: одна голова хорошо, а две — лучше. Особенно акульих.
Сама по себе идея объединяться на разовый проект или длительное сотрудничество исходит из того, что художники зачастую не работают в офисе, и они не окружены коллективом. Из этого и растёт желание найти единомышленников, сделать что-то в десять рук и в пять раз сократить время, поделиться и набраться опыта и т.д. Людям всегда свойственно объединяться: в семьи, команды и страны. А что касается художников, история говорит, что объединения были всегда. Они назывались союз, кружок, общество, совет и т. д.
— В чем особенности вашей команды? Есть какой-то определенный тип проектов, которыми вы предпочитаете заниматься?
Мы мультизадачны. Мы пробуем и делаем всё, что нам интересно и делаем это хорошо. Несмотря на то, что у нас объединение «творческое», а мы «свободные художники», мы стараемся подходить к делу как к настоящему бизнес-проекту. Поэтому у нас есть самые настоящие дедлайны, задачи в Trello, летучки и дебрифы. Думаю, тут сказывается Надина врождённая любовь к порядку и моё менеджерское прошлое.
Вообще мы можем всё, но не всё хотим. А иногда хотим лишь наполовину, и тогда за проект берётся кто-то один. Мы стараемся делить задачи по интересам и сильным сторонам, и от этого все выигрывают, в том числе и заказчик.
— Расскажите о ваших самых любимых коммерческих и некоммерческих проектах.
Таня: Самый масштабный проект «Акулки» — это выставка в «Манеже», которая идёт в данный момент. Под руководством Вити Меламеда и в коллаборации с нашими коллегами из команд «Ущерб» и «Типацеха» мы оформили павильон «Графика» в Центральном выставочном зале. Делали долго, рисовали месяц, и сейчас наши гигантские джунгли с женщинами и зверями распечатаны на восьмиметровых полотнах. Выглядит захватывающе.
Также у каждой из нас есть личные большие проекты. Меня затянуло в винную барную среду. Я оформляла бар Bambule на Солянке — делала полиграфию, вывеску, логотип. Недавно сделала зин-меню для бара «Коробок» на Большой Дмитровке. Задача была придумать меню не похожее на меню, и я нарисовала комиксы к восьми коктейлям. Каждая история рассказывает о том, что с тобой произойдёт, если выпить определённый напиток. Так можно определиться с выбором и повеселиться в процессе.
В свободное от заказов время я преподаю в Британке. Вместе с моей коллегой Леной Булай мы ведём курс Creative Start для подростков, учим их раскрепощаться и свободно мыслить в рамках изобразительного искусства.
Надя: Самые любимые некоммерческие проекты всегда те, которые когда-то были самыми сложными. У меня это выставка в Париже, книга «Wild Hunger» и метровая растительная графика. Выставка под названием «Natures Sensibles» проходила в галерее Atelier d'Artistes de Belleville в Париже с 21 по 31 марта. Вся эта история — это взгляд на живое как со стороны отдельно взятого художника, так и в целом отношение к живому сегодня.
Я выставляла 15 новых работ в графике и цвете, рассказывающих про сильных женщин, дурных зверей и моё умение обращаться с формой. Это длинный проект: работа с пространством, новый формат и путешествие.
С проектом «Wild Hunger» история только начинается. Я выиграла конкурс на публикацию собственной книги, который проводила печатная ризо-мастерская ESH PRINT. Книга рассказывает о голоде, еде и о том, что мы всегда гонимся за потребностями. Она будет состоять из 12 историй, будет интерактивной и дикой.
С коммерческими заказами, наверное, наоборот — чем проще и приятнее протекает процесс, тем слаще воспоминание. Коммерческие проекты — это ещё и коммуникации с людьми, с деньгами и правилами.
Самыми приятными из последних была обложка для журнала ИСТРА.РФ и иллюстрации в 3-й выпуск журнала ALPHABOOK. Это работа с текстом, плотностью, метафорой и материальным объектом впоследствии.
— Расскажите о ваших международных проектах и выставках.
Мы много выступаем на международных и российских фестивалях и принт-маркетах. Проводим мастер-классы, даём лекции, продаём свои работы, обмениваемся опытом с коллегами. За всё время нашего существования мы уже успели посетить Швейцарию, Латвию, Чехию, Австрию. В ноябре снова планируем двинуть в Чехию на классный принт-фестиваль.
— В чем вы видите будущее вашей профессии? Как, на ваш взгляд, меняется сама профессия и ее востребованность?
Чем круче ты становишься, тем больше у тебя возможностей и тем веселее играть, поэтому дальше будет только круче. Мы видим своё будущее в развитии себя и индустрии в целом.
Мы видим, что художники, иллюстраторы становятся более востребованными. В целом во всех сферах у заказчика меняются вкусы в лучшую сторону. И это хорошо. Что плохо — к профессии художника всё ещё нет серьёзного отношения. Это выражается в многочисленных предложениях сделать работу бесплатно или за очень небольшие деньги, в больших задержках с выплатой гонораров (это в первую очередь относится к крупным издательствам), с нежеланием составлять договоры.
Но и тут есть приятный момент — появился
Союз иллюстраторов, который собирает тонну полезного материала для иллюстраторов и художников, привлекает юристов и более опытных коллег для обмена опытом. Это очень здорово и хочется верить, что всё начнёт меняться в лучшую сторону уже в скором времени.