Выпускница программы BA (Hons) Fine Art
— Чем занимались до Британки и почему решили поступить на программу BA (Hons) Fine Art?
— Я занималась современным искусством, но на достаточно низком профессиональном уровне. Мне захотелось свой уровень повысить, пришлось признать, что для этого нужно базовое образование. Из всех возможных вариантов я выбрала BA (Hons) Fine Art в Британке, потому что, во-первых, я пообщалась с выпускницами программы и с педагогами Ианом Чарльзвортом и Джоном Лавеллом. Их профессиональный уровень вызвал у меня восхищение, и я поняла, что хочу так же. Во-вторых, потому что это возможность получить диплом, который будет признан в любой стране мира и даст возможность учиться дальше. Ни один другой вуз Москвы, кроме Британки, это предложить не может.
— Что больше всего поменялось в жизни за время учебы?
— Я научилась выстраивать свою практику на теоретическом и практическом уровнях, ставить себе задачу, проводить исследование. Теперь у меня есть не просто набор работ, у меня есть основание для них. У меня появилось отчетливое представление, как я хотела бы развиваться в течение следующих 10 лет, как художница. Что конкретно мне нужно делать и какие пройти этапы. Для меня это огромный прорыв. Не думаю, что я смогла бы за столь короткий срок (3 года) выстроить это сама, без поддержки преподавателей и творческой среды.
— Какие навыки удалось подтянуть за время учебы?
— В первую очередь, это работа с контекстуальным исследованием и с теоретическими текстами. Во-вторых, практика работы с материалами стала, конечно, совсем другой, более осознанной и более свободной. Я перестала бояться холста, бояться работать с большим размером, ушел страх испортить работу. Качественно вырос рисунок. И last but not least — навыки самопрезентации за три года залезли, что называется, «в подкорку». Как написать заявку, показать портфолио — это стало для меня вопросом техники, а не мучительных раздумий, занимающих часы. Но, наверное, самое главное — я знаю, как освоить то, что мне нужно, в принципе в любой визуальной области и технике. Если я этим не владею, я знаю, что делать, чтоб научиться это делать хорошо, а дальше это вопрос времени и ресурсов.
— Расскажите о вашем пути после окончания Британки.
— Меня взяли в программу Открытых Студий на Винзаводе еще когда я училась: просто подала заявку и прошла. Благодаря Открытым Студиям я попала в программу мастерских Гаража и в программу Российской Триеннале современного искусства. А после этого выиграла в конкурсе грантовой программы ЦСИ «Фабрика». Таким образом, за год я успела поработать в 3 программах мастерских для современных художников. И еще почти сразу после выпуска со мной заключила эксклюзивный контракт галерея Artwin, и мне повезло работать в галереи Анной Журбой и арт-директором Милой Базевой. Это колоссальный профессиональный опыт, галерея открывает действительно много поддержки и перспектив.
— Над каким проектом вы работаете сейчас?
— Я работаю над проектом «Сказка», который посвящен памяти о советских пионерских лагерях. Это будет серия живописи, основанная на контекстуальном исследовании одной подмосковной локации. Очень «горю» тем, что получается.
— Вам нравится то, чем вы занимаетесь сейчас? Совпадает ли это с карьерными планами, которые вы строили во время обучения?
— Да, все мои карьерные планы сбываются неожиданно, даже быстрее, чем я рассчитывала, хотя их и притормозила немного эпидемия covid. В сентябре я участвую в Российской Триеннале современного искусства в «Гараже». В этом же месяце будет моя первая персональная выставка, которую организовывает Artwin в Cube. В декабре еще одна выставка в ЦСИ «Фабрика», как раз с серией «Сказка». Мой следующий стратегический план — получить МА, и это нужно будет делать не в России.
— Где вы берете вдохновение и энергию для работы?
— Дело в том, что я не верю во вдохновение. Я думаю, что это слово осталось у нас из периода романтизма. У меня есть исследовательские задачи, мне нравится их решать, вот и все. Я общаюсь с коллегами-художницами, с которыми вместе училась, нам интересно обсуждать работу друг друга. Примерно раз в месяц мы собираемся и устраиваем групповую критику — практика, которой мы научились на программе в Британке. Это всегда дает огромную поддержку и желание работать дальше.
— Что бы вы посоветовали тем, кто только начинает свой путь?
— Я думаю, что самое важное — это понять, куда бы вы хотели попасть через 10 лет. Каким художником вы хотели бы стать и чем заниматься, что вам по-настоящему нравится. Что для вас откликается внутренне в художественном процессе? Слушайте только себя, свой внутренний ответ и идите за этим ответом, каким бы «странным» он ни показался.