Выпускница программы BA (Hons) Fine Art
— Чем занимались до Британки и почему решили поступить на программу BA (Hons) Fine Art?
— У меня был довольно длинный путь к этой программе. Множество разных курсов по дизайну и крафт — иногда осмысленных, иногда не очень. В Британку я пришла на курс Pre-Foundation, не хватило уверенности для поступления на следующую ступень. Но это было правильное и очень важное решение. После Pre-Foundation появилось понимание о базовых вещах (что такое скетчбук и research), а еще очень много новых навыков. Первые полтора года в Британке я была уверена, что буду поступать на Product Design, но потом случился rotation по Fine Art, что-то щелкнуло внутри, и все поменялось. Меня очень поддерживала в этом решении наша тьютор Бекки Корн и друзья, которые появились на курсе. Без них я бы вряд ли справилась.
— Что больше всего поменялось в жизни за время учебы?
— Я полюбила коллаборации! Наверное, это самое неожиданное изменение — как человек с интровертированным типом личности, я просто не могла себе представить, что работа в команде может так много принести. Особенно, если команда хорошая. Многие выпускники Британки говорят, что главное, что находишь здесь, это люди. И я абсолютно с этим согласна. Зарождающееся в Британке профессиональное сообщество очень важно и действительно многое меняет в поле креативных индустрий и арт-институций в Москве.
— Какие навыки удалось подтянуть за время учебы?
— Пожалуй, главным навыком я бы назвала работу с информацией. И понимание, как теоретические знания интегрируются в арт-практику. Это очень важный аспект, для меня лично (и, я думаю, для многих моих одногруппников) он стал ключевым — часто именно в месте этой связки находится некое ядро, которое определяет, чем именно ты занимаешься. Но стоит также сказать, что британская программа Fine Art очень хорошо структурирована — появились навыки и в работе с контекстом (организации выставок), и достаточное количество практических знаний.
— Расскажите о вашем пути после окончания Британки.
— Это был очень насыщенный год! Осенью, при поддержке школы, мы провели выставку выпускников, собрав вместе часть работ с Degree show. Выставка проходила в пространстве ДК ЗИЛ и запомнилась как важный опыт — всегда интересно увидеть, как ведут себя проекты в другом пространстве. Потом было еще две выставки с участием моих работ — в Красноярске и в Нью-Йорке. А с января я начала плотно заниматься кураторским проектом «9 марта». Пожалуй, это самое смелое и неожиданное, что я в принципе когда-либо делала. Командой из трех человек (я, Маша Старикова и Катя Рабей) мы организовали первую в Москве выставку современного концептуального ювелирного искусства, в галерее ГРАУНД Солянка. Для нас троих это был первый кураторский опыт, и, конечно, в такой ситуации собрать 86 художников и художниц из 27 стран — это что-то совершенно грандиозное. Выставка получила хорошее освещение в прессе и массу интересных откликов.
— Над каким проектом вы работаете сейчас?
— Я продолжаю свою художественную практику — для меня это непрерывный процесс. Главным образом я работаю со скульптурой и объектами. Сейчас у меня движется к поворотной точке работа, которую я начала после выпуска. Исследование к этому проекту базируется на сказах Бажова и на изучении ремесла как процесса конструирования идентичности.
— Вам нравится то, чем вы занимаетесь сейчас? Совпадает ли это с карьерными планами, которые вы строили во время обучения?
— Удивительный вопрос. Счастье — это не точка назначения, а способ передвижения, да? Я человек 100% ориентированный на процесс. И с этой точки зрения «не нравится» означало бы, что я ничего не делаю, но, к счастью, это не так. Я продолжаю практику как художница и начинаю развиваться как куратор. Из моих «карьерных планов», которые я держала в голове во время обучения, я пока не выполнила только один пункт, но надеюсь, что и он обязательно осуществиться.
— Где вы берете вдохновение и энергию для работы?
— Вдохновения нет, есть рабочий процесс. Иногда ты из него выпадаешь, иногда что-то случается, иногда жутко не хочется… ничего из этого не важно, на самом деле. У современного художника очень сложный и многогранный процесс работы. Если я не могу работать руками, то я читаю, или обрабатываю фотографии, или пишу тексты. Все это — часть моей работы как художницы, а еще есть огромная часть работы как куратора. На вдохновение нет времени.
— Что бы вы посоветовали тем, кто только начинает свой путь?
— Мне помогает мысль, что не нужно воспринимать себя слишком серьезно. Не думаю, что я могу что-то советовать — у всех своя траектория и свои пути к ней. Наверное, важнее всего смотреть внутрь себя, выбирать только то дело, от которого правда «щелкает». Знать, что неудачи, страхи и усталость это нормально. И не опускать руки.