Междисциплинарный современный художник, выпускник программы «Сценография»
— С чего всё началось: как и почему вы начали заниматься театральным дизайном и далее графическим дизайном?
— Я был бы несомненно удивлен, скажи мне кто ранее, что однажды я буду учиться мастерству сценографии. Однако сейчас, рассматривая этот шаг в контексте моего жизненного пути, он вне всяких сомнений выглядит очень логичным и закономерным.
Теперь обо всем подробнее. Имея за плечами техническое образование (МИРЭА), я долгие годы выстраивал карьеру в том виде, который представлялся мне единственно правильным и возможным. Двигаясь все выше, я упивался названиями должностей и иллюзорными статусами, который они мне дарили. Не знаю, что послужило причиной резкого поворота, однако случилось неожиданное — те ценности, которые еще недавно казались незыблемыми, оказались красочными пустышками.
Последовавшие неизбежные перемены принесли много нового опыта, путешествий и людей, бывших ранее незаметными в силу моей повседневной зашоренности. Эти встречи сильно расширили мой кругозор и заставили серьезно пересмотреть взгляды на мир и на самого себя, предоставив необходимую для этого дистанцию и опыт Другого.
Поиски новых смыслов привели меня к созданию работ в области медиа-арта, дававшихся мне с легкостью в силу богатого технического бэкграунда. Купаясь в радости творчества и работая со многими зарождающимся в то время московскими коллективами, мы принимали участие в немногих, но заметных событиях, передвигаясь от ранних воркшопов Никола-Ленивца к зрелым фестивалям Белграда и обратно.
Я с большим теплом вспоминаю то время и окружавших меня людей. Однако всё чаще работы, которые мы делали в сотворчестве, казались мне скорее чем-то из разряда развлечений, нежели поиском новых смыслов, к обретению которых я неуклонно стремился.
Поступление в ИПСИ стало очевидным решением, несмотря на долю случайности, предрешившей выбор этой школы из всех, куда я подавал документы — БАЗА, Школа Родченко и ММСИ. Совершенно очевидно, что мое мнение о том, что это лучшая школа современного искусства в Москве, пристрастно.
Теоретическое образование, подарившее мне, наконец, множество искомых смыслов, показало, что есть и практическая сторона дела, в области которой я чувствовал свою слабость. С легкостью работая с текстами, работа с материальными медиа у меня вызывала затруднения.
— В какой момент возникла потребность получить дополнительное образование? И почему выбор пал именно на Британку?
— Необходимо отметить, что к этому времени я знал о существовании курса «Сценография» в Британке и был знаком с одной из его кураторов, восхитительной Полиной Бахтиной. Поступление на этот курс вновь показалось как никогда очевидным. Где еще в короткое время можно познакомиться с материалом и работой с пространством?
Мои работы в области современного искусства, казавшиеся ранее целостными и самодостаточными, вдруг обрели новые измерения и дистанцию, с которой на них смотрит зритель. Вдруг стало важным всё то, что ранее ускользало из моего внимания — пространство вокруг работы, звук, свет, режиссура зрительского взаимодействия и много других нюансов.
Будет лукавством сказать, что учиться было легко. Со мной на курсе учились ребята, имевшие первое образование в сферах архитектуры, дизайна. У кого-то за плечами было художественное училище. В этих условиях мне часто приходилось преодолевать себя, осознавая очевидную пропасть между нашей насмотренностью и умением визуально преподнести свою мысль. Надеюсь, что и я, в свою очередь, привнёс в этот курс что-то новое. Наверное сейчас самое время сказать, насколько я признателен кураторам курса Полине Бахтиной и Гале Солодовниковой за их внимание и тепло, которое они нам дарили.
— Какие ключевые этапы развития карьеры случились после окончания курса?
— Совершенно неожиданно для меня самого, учеба на курсе «Театрального дизайна» («Сценографии») подарила мне не просто практические навыки работы с пространством и идеями, но и театр как таковой. Не попадая ранее в сферу моих интересов, во время учебы я столкнулся с теми его формами, которые глубоко отозвались во мне.
Сегодня, продолжая делать работы в области современного искусства, я всё чаще обнаруживаю деформацию, благодаря которой мои работы неизменно трансформируются в сторону большей перформативности и ориентации на зрителя, не столь заметного ранее.
— Расскажите о проектах, которыми гордитесь, которые считаете самыми интересными.
— Одним из важных для меня проектов, иллюстрирующих и поддерживающих мои слова, стало участие в организованном E.KA.TE фестивале современного искусства в городе Ларнака в 2018 году. Представленная мной работа является осмыслением такой стороны общества потребления, как туризм — с его сложившейся терминологией, институциями и рынком в целом.
Работая с понятием «туристической достопримечательности», я конструирую её на глазах у зрителей, в рамках организованной экскурсии по паре ранее знакомых им центральных улиц. Ведомые гидом жители города с удивлением натыкаются на невидимые детали, обретающие очертания, будучи названными профессиональным представителем сферы. Работа стала первой для меня, включающей осознанную работу со зрителем и режиссуру его опыта.
В следующем, 2019 году, снова на Кипре, я представил новый перформанс, осмысливающий понятие дома. Живя, как и многие другие, в съемной квартире, я не раз пребывал в разных кризисах и переосмысливал само понятие «дом», находя для него все новые значения. Работа заключается в попытке определить «дом» как нечто, что всегда с тобой.
— В каких компаниях и чем вы занимались, где работаете сейчас? Что из знаний и навыков, полученных в Британке помогло добиться успеха? Что из знаний до сих пор не устарело?
— Несмотря на долгое время, в течение которого я растворён в искусстве, я по-прежнему в основном зарабатываю в области технологий. Однако сама сфера претерпела изменение, и теперь это по большей части культурные институции, которым требуется именно тот сплав знаний, который я в себе совмещаю. Театры, музеи, арт-школы и другие организации несомненно страдают от невозможности найти общий язык с сухим рынком технологических услуг, паразитирующим на пропасти между мирами.
Я рад, что всё чаще оказываюсь тем, кто может совместить в себе несколько разных миров и оказаться посредником, решающим повседневные вопросы в области культуры. В 2020 году директор международной ярмарки современного искусства Cosmoscow Наталья Шинкаренко пригласила меня присоединиться к их замечательной команде в качестве IT директора, в чем я очень ей признателен и благодарен.
Сейчас как никогда важным мне кажется тот опыт, который я приобрел во время учёбы на курсе в Британке, позволяющий мне организованно работать с проектом в рамках строго отведённого времени и объема задач.
Совершенно очевидно, что приобретенные навыки работы в коллективе, многозадачность и разнонаправленность этих задач, как бы заезженно это не звучало, позволяют пережить ежедневный рабочий стресс.
— Что вам больше всего нравится в профессии? И что самое сложное?
— Безусловно, в моих планах постепенно сдвигать баланс между работой в сфере IT и искусством в сторону последнего. И здесь профессия сценографа предоставляет массу возможностей, начиная от работы над музейной экспозицией или непосредственно организацией перформанса, заканчивая раскадровками или деятельностью художника-постановщика в кино и рекламе. Свет, звук, проекция, костюмы или декорации — сценографу всё под силу.
— Что вы посоветовали бы тем, кто только раздумывает об искусстве как о направлении? Как понять, твоё ли это, и как действовать, чтобы всё получилось?
— Для тех, кто находится в начале своего пути, я посоветовал бы в большей степени прислушиваться к себе, нежели к окружающим. Никто, кроме вас самих, не скажет, чего вы хотите и к чему тянетесь. Не стоит поддаваться страху ошибиться. Мы живем в то время, когда разница между различными дисциплинами становится, с одной стороны, все глубже (имплозия), с другой стороны — это не отрицает их взаимопересечения. Так что занимаясь чем-то, что на первый взгляд кажется сторонним, можно в итоге оказаться именно там, где вы и хотите оказаться.