— С чего всё началось: как и почему ты начала заниматься дизайном?
— Родители говорят, что архитектором я была с рождения: строила всё, везде, из всего. Например, вечерами возводилась арена для дрессировки талантливых кошек (каждый раз разная), весной строились города с каналами и реками, по которым ходили корабли, и все это имело свой сценарий и захватывающую историю. Когда повзрослела и стала школьницей, постройки тоже стали серьезнее: без единого гвоздя могла собрать очень крепкий металлический, деревянный или еще какой домик на двух маленьких человек. Тут же занималась обустройством: находила потрясающие вещи или делала их из бересты, глины и даже мусора (думаю, уже тогда вовсю проявлялось Sustainable Behaviour). А однажды сделала дом для папы! Совсем малышка была. Двухэтажный особняк из обычной бумаги, в котором стояла бумажная мебель и даже торшер из пальчиковой батарейки, лампочки и проволоки: включался и выключался он путем прерывания контакта (разумеется!) бумагой.
А официально мой путь дизайнера начался, пожалуй, с беседы по душам с учительницей ИЗО: я уже заканчивала 11 класс и не знала, куда идти. «На архитектора, конечно!», — сказала она. «Ну нееет, я же в художку не ходила даже, не реально! Не смогу», — как всегда не верила в себя я. «Пробуй! Сможешь!», — твердым и слишком уверенным тоном закончила она и подарила фразу, вдохновляющую до сих пор. Попробовала — получилось сразу на бюджет, чему невероятно рада: образование нам дали хорошее.
— В какой момент возникло желание получить образование именно в Британке?
— Я человек вечно голодный до всего нового. А первое высшее образование открыло двери в очень много отраслей: изучали архитектуру, градостроительство, ландшафтный дизайн, интерьерный, даже немного графический. Так и решила: попробую поработать во всем понемногу и выбрать, что больше всего зацепит. Дизайн интерьеров оставила напоследок, но когда дошла очередь до него, уже была твердая уверенность, что это оно! В тот момент передо мной был хаос всего неизведанного. Решила начать с получения навыков визуализатора, потом пошли маленькие проекты маленьких квартир с маленьким бюджетом. Доход был соответствующий: я называю это «уровень выживания». Системы особо не было, общей картины не наблюдалось, наступил достаточно продолжительный по моим меркам период застоя и профессиональной деградации — стало грустно. Знаете, наверняка бывают такие моменты под названием «Пора что-то менять». И в этот момент на глаза попалась судьбоносная реклама про то, что идет набор на последнее собеседование программы «Дизайн общественных интерьеров» в Британке. Разумеется, была наслышана о школе. В моем воображении это был совершенно другой мир: недостижимый, далекий, невероятно крутой. В общем, решила действовать и действовать быстро!
— Какое было первое впечатление от программы, когда началась учеба?
—Идеально, то, что нужно — такое было впечатление. Во-первых, сразу же стала складываться та самая систематизация и общая картина, которой не хватало. Во-вторых, в программе оказались те самые предметы, которые нужны для жизни, а не сухая академичность, которую привыкли получать на учебе. Все емко, по делу, без воды и достаточно по содержанию.
— Возникали ли трудности в процессе обучения? Если да, то как удавалось их преодолеть?
— Я бы не сказала, что были трудности: формат учебы был такой легкий, доступный и дружелюбный, что процесс приносил только удовольствие. Конечно, моя вечная проблема «слишком много работы, не успеваю ничего другого» имела место, но, как оказалось, если что-то очень нравится, время обязательно найдется. Тем более, что в процессе учебы, самоценность как профессионала значительно выросла, и доход, соответственно, тоже.
— Какой самый интересный проект, над которым вы работали в рамках учебного процесса?
— Проекта было два, и оба самые интересные! Каждый научил чему-то своему. К примеру, объект для первого проекта мы вытянули жребием: выпал ресторан паназиатской кухни. Признаться, на тот момент я даже представления не имела, что это за кухня. Пошла в Ленинку, прочла несколько книг и открыла для себя новый потрясающий мир. Первым делом мы нашли, проанализировали и выбрали территорию, подходящую именно для этого бизнеса, продумали стратегию, концепцию, сценарии. А по итогу даже проработали брендинг — это грандиозная и интересная работа! Впоследствии, когда я ездила по делам в другие страны, знакомилась с людьми, у которых свой бизнес, они спрашивали, чем занимаюсь; слово за слово, в итоге показывала уже готовую брендинг-презентацию своего проекта, весьма эмоционально рассказывала обо всем, в процессе они ахали и охали, кто-то даже срывался с места и начинал ходить, думать, потом возвращался, и к концу они, уже восхищенные, хотели заказать у меня что-то для своего бизнеса.
— Расскажи подробнее о своем дипломном проекте.
— Тему диплома нам тоже дали на выбор из двух. Мне захотелось что-то глобальное и близкое по интересам: взяла аэропорт. Задание-затравочка было проанализировать аэропорты России, выбрать несколько, которым точно нужна модернизация по каким-либо причинам, объяснить эти причины и сделать мудборды. Оказывается, так много можно узнать о своей стране за небольшой промежуток времени!
Проработку диплома, разумеется, начала с изучения специфики объекта, особенностей и истории территории, анализа зарубежных исследований, провели онлайн-опрос пользователей аэропорта: в общем, много-много теории как фундамент хорошего проекта.
В итоге родилась своя теория основанная на трех принципах: аэроурбанизм (аэропорт как город), аэросоциализм (аэропорт как единица, затрагивающая все сферы жизни общества) и аэрофункционализм (многофункциональность и решение потребностей посетителей) — термины слеплены самостоятельно.
Основываясь на этих принципах, приступили к проектированию: сначала по теории аэроурбанизма определили на плане основные точки следования посетителей, пути, границы, районы и ориентиры (если кто не узнал, это по Кевину Линчу). Далее, согласно оставшимся принципам, заполнилась функциональная составляющая. Так, помимо стандартных зон ожидания, кафе, магазинов и прочего, добавились слипбоксы, молельня, музей с кино, зоны йоги и массажа.
Саму концепцию мы назвали «Граница». Тут все логично: Екатеринбург (город, для которого проектировали) находится на границе Европы и Азии, аэропорт — граница между небом и землей, между странами, иногда даже между жизнью до и после. Визуально решили отобразить как границу между природным и антропогенным через геометрию, материалы, наполнение, а якорем послужила история о малахитовой шкатулке. Так, плавные природные формы находятся в симбиозе с прямыми, очевидно созданными человеком.
По результатам опроса, выяснилось, что большая часть пользователей испытывает стресс по разным причинам: узнали причины, предложили решения. Например, стресс перед секьюрити решился ожиданием прекрасного будущего: посетитель уже до и в процессе осмотра мог видеть, что впереди приятная зона отдыха и локальное озеленение. Другая важная причина стресса: страх потеряться, опоздать. Тут подключилась семиотика как решение: интуитивное прочтение знаков, направляющий дизайн. Якорные точки выделены акцентами или доминантой, Вообще, вся семиотика направлена на решение задач: сориентироваться, обратить внимание, успокоиться и расслабиться. Для каждой задачи свой набор инструментов.
Основой для выбора материалов заложили принципы Sustainability. Так, например, для зон с высокой степенью проходимости проектом предложено использование плитки, собирающей кинетическую энергию от шагов пешеходов. Вся отделка полностью перерабатываемая, часть мебели даже выполняется из переработанного строительного материала. Элементы конструкции и дизайна модульные, взаимозаменяемые. Частая проблема аэропорта: реверберация также решается материалами и геометрией. Якорные металлические потолки изумрудного цвета как преломляют звук своей формой, так и поглощают за счет перфорации и звукопоглощающего материала внутри. А еще важно, что аэропорт стремится воспитать экологичное поведение во всем мире. Так, если судить, что это связующее звено между странами, то, донеся информацию в одной точке, она в прямом смысле разлетится в другие! Провокация экологичного поведения повсюду: раздельный сбор мусора, тут же с пояснениями видео и 2D проекции на стены о пользе, методах, результатах сепарации и переработки. Бесплатная питьевая вода отличного качества помогает в борьбе с пластиковыми бутылками. А слипбоксы помимо очевидного позволяют транзитным пассажирам не ездить в городские отели, тем самым не оставлять углеродный след.
Отдельно хотелось бы рассказать о комнате для молитв. Обычно принято устраивать такие помещения только для представителей одной религии. Тут же особенность в том, чтобы предложить молельню для всех религий. Это высокое помещение, стилистически напоминающее пещеру (как отсылка к первоисточнику), с единым центральным объектом, излучающим свет (символизирует, что Бог един), стилизованные акустические «камни» развернуты в разные стороны с учетом, что христиане молятся на Восток, мусульмане в сторону Мекки, евреи в сторону Земли Израиля. Вся подсветка и материалы создают атмосферу таинства, тишины и уважения.
— Какие ключевые этапы развития карьеры случились после завершения учёбы? Чем занимаешься сейчас?
— Да, после учебы началось все самое интересное! Во-первых, меня пригласила преподаватель и уже очень близкая подруга Катя Фадеева с предложением на нее работать по части дизайн-стратегии. Отработали несколько классных проектов, где произошел, помимо профессионального, личностный рост. Таким образом я попала в OFFCON — потрясающее архитектурное бюро с концентрацией талантливых, умных и увлеченных людей, сооснователем которого является куратор курса Фёдор Ращевский. Совместно с OFFCON мы стали делать проекты такого масштаба, о которых до Британки я разве что мечтать могла. Помимо всего прочего, открыла ИП и стала сотрудничать с другими фирмами, выбирая, какие заказы хочу выполнять, а какие не интересны. Большую роль сыграли связи, полученные во время учебы: мы до сих пор сотрудничаем с некоторыми однокурсниками.
Таким образом, в основном сейчас я занимаюсь дизайном общественных интерьеров и прочих общественных пространств в России, а иногда и за рубежом.
— Что из знаний и навыков, полученных в Британке, тебе помогло добиться текущих результатов?
— Всё! Правда, пригодились знания абсолютно из каждой дисциплины. В комплексе навыки исследований, дизайн-стратегии, постановки проектных задач сформировали свой подход к работе, выработали систему и воспитали качества, ради которых заказчик хочет работать именно со мной. Знания по управлению проектами, нормативно-законодательной поддержке помогают в организации своего бизнеса, а также выводят из состояния творческого отрицания реальности, помогая осознать потребности бизнеса заказчика в том числе. Брендинг и маркетинг дал инструменты, которые выделяют на фоне других специалистов и позволяют успешно продавать и восхищать.
— Какой важный совет ты бы дала студентам, которые только начали свое обучение?
— Что касается учебы — внимательно воспринимать всю входящую информацию и задавать вопросы. На самом деле удивительно, насколько пригодятся эти знания! А что касается всего остального — смотреть шире, ценить себя и получать удовольствие от жизни!
— Что тебя вдохновляет?
— Вдохновить может что угодно, единственное — нужно получить эмоции и желательно позитивные! Очень вдохновляет сам заказчик, когда изучишь его историю и выведешь философию. Невероятно вдохновляют путешествия, смена обстановки, даже просто прогулка. А из самого доступного вдохновляющего — хороший сон, отличная музыка, чудесное утро и комплименты!
— Какие у тебя есть увлечения, кроме дизайна?
— Увлечения периодически сменяются: то я решаю, что хочу стать полиглотом и учу сразу несколько языков, то ухожу в спорт (сейчас это стремление побороть страх и научиться плавать), то изучаю вопросы психологии. Они повторяются или заменяются чем-то новым, но основные такие.