Победительницы конкурса Nova Art
— Как вы узнали о конкурсе Nova Art 8?
Алиса: Я слежу за некоторыми конкурсами и стараюсь не пропускать open calls. Это часть ресерча, а также один из источников для поиска вдохновения. В этом году проект, над которым я уже работала, какое-то время совпал с темой конкурса Nova Art 8, и я подала заявку.
Александра: Мне прислали ссылку сразу несколько коллег. Тема конкурса «Новая кожа: миф технологического тела»резонирует с моей практикой, и друзья очень поддерживали меня в процессе написания заявки. Я была уверена, что написанием заявки все и закончится, потому что моя работа сильно далека от технологий, а конкурс Nova Art мне всегда казался заточеным именно на пересечение art и science. Но в итоге вышла в финал.
— Расскажите о работах, с которыми вы участвовали в конкурсе Nova Art 8.
Александра: Для конкурса я написала заявку, которая объединяет две, казалось бы, противоположные сферы исследования. С одной стороны, я опиралась на текст Доны Харауэй «Манифест киборга» (текст как раз был предложен куратором проекта Снежаной Кръстевой), а с другой — продолжала своё исследование по сказам Бажова «Малахитовая шкатулка». Пересечением для меня как раз оказалась идея киборга как существа, не имеющего опыта рождения и опыта смерти. Удивительно, но концепция технологий эктогенеза находится примерно на уровне XV века — мы по-прежнему относимся к зарождению и вынашиванию человеческой жизни, как к яйцу в инкубаторе. Совершенно опускается тот момент, что субъектность человека формируется в процессе отделения от матери. В своей работе я фантазирую на тему того, как же может выглядеть квази-кожа такого существа, который никогда не рождался и не имел опыта общей с матерью кожи. Получилась такая шкурка ящерицы, сплетенная из металлических колечек — с одной стороны, утрировано защищающая и архаичная, а с другой — проницаемая и уязвимая.
Алиса: Я давно размышляю над темой телесности в своих работах и говорю о теле через пространства и материалы, которые с ним взаимодействуют, особенно это интересно для меня в аспекте медицинской эстетики. Проект Spectrum Ghost Speculum — это утопическая идея медицины и фантазия на тему неуместного артефакта. Отправная точка проекта — это скульптурная серия из частей хирургического расширителя (Speculum), разрушенного путем долгой полировки. Эта серия представлена на выставке финалистов конкурса «Новая кожа: миф технологического тела» в Санкт-Петербурге. В дальнейшем я планирую развить этот проект, но раскрывать всех секретов пока не буду.
— Чем вы занимаетесь сейчас?
Алиса: Последние несколько месяцев работаю над проектом, который подавала на конкурс Nova Art. В качестве приза я получила возможность поехать в резиденцию HIAP в Хельсинки, что было для меня очень приятным сюрпризом. С нетерпением жду, когда смогу приступить к работе там.
Александра: Сейчас будет много работы над персональной выставкой, я надеюсь. Плюс, я преподаю, веду свой курс про искусство и дизайн. Ещё у меня есть кураторский проект «9 марта»: вместе с двумя коллегами мы организовываем Международную выставку contemporary jewellery. Первая выставка в прошлом году прошла в Москве и также была показана в Перми, Челябинске и Санкт-Петербурге. Этой осенью стартует вторая выставка, уже на другую тему. Это грандиозная работа, в рамках выставки мы показываем проекты более 60-ти художников со всего мира.