Я просыпалась и засыпала с мыслями об интерьерах
Я хотела пойти учиться на архитектора или дизайнера еще со школы. Но в моей семье все — инженеры авиакосмической промышленности. Это традиция: в этой сфере работали мои родители и их родители, и предполагалось, что я тоже пойду по их стопам. Родители говорили: «Инженер — это профессия, а дизайнер — не профессия».
В результате, по первому образованию я инженер электрооборудования летательных аппаратов. И даже успела примерно полтора года поработать в НИИ. В целом мне нравилось, что происходило в институте. Но глядя на моих коллег, инженеров по призванию, я понимала, что это не мое и я не хочу занимать чье-то место.
Когда я писала магистерскую диссертацию, мы с мужем переехали на новую съемную квартиру. Я специально искала убитое помещение, чтобы преобразить его по-своему. Я дала волю своей фантазии: белый паркет, бирюзовые стены. Плитку в ванной я покрасила в красный и повесила штору с фигурой с ножом, как в фильме Хичкока «Психо». Меня настолько это все захватило! Я помню свои ощущения, когда приходила в квартиру друзей и сразу представляла, как бы я сделала ее по-другому.
Тогда мне стало понятно, что после защиты диссертации я не буду инженером. Я вспомнила, кем хотела быть изначально. В июле защитилась, а уже в сентябре пришла на собеседование в Британку.
Квартира в стиле мануфактуры начала ХХ века, ЖК «Наследие».
Я не разрешала себе говорить, что я дизайнер
Когда я начала учиться в Британке, я поняла, что не хочу оставаться на своей старой работе. Я была знакома с Артемом Дежурко, который на тот момент был редактором журнала AD и как раз искал себе ассистента. Из НИИ я ушла в журнал на меньшую зарплату, но это было не так важно, как возможность соприкоснуться с миром дизайна.
Британке я благодарна не только за образование, но и за возможность сделать первые шаги в профессии. Пока я училась, у меня были проекты и консультации, но я не могла разрешить себе говорить, что я дизайнер. Даже друзьям и знакомым. Поэтому серьезных проектов у меня не было: комбо синдрома самозванца и перфекционизма сильно ограничивало. На второй год обучения у нас был курс «Дизайн жилого интерьера» с Екатериной Григорьевой. После курса она взяла меня на работу в свое архитектурное бюро.
Некоторые проекты были для меня безумно сложными. Одно дело учиться, а другое — по-настоящему погружаться в профессию. Самое сложное, с чем я столкнулась — необходимость принимать решения. Дизайнер — это не всегда тот, кто придумывает концепции и угадывает желания заказчика. Чаще это человек, который должен уметь принимать много решений в ограниченное время: какой берем диван, какие ткань и краску. Самым трудным было научиться брать на себя ответственность за решения и верить в свой выбор.
Очень интересно было поработать с поставщиками, узнать, как строятся рабочие процессы. Поездка на авторский надзор была для меня шоком в хорошем смысле слова: я увидела, что наши чертежи и задумки реализуются на настоящей стройке. Уже после года работы в бюро у меня появилось больше уверенности и ощущение, что дальше я могу сама. Я решила уйти в свободное плавание.
Квартира для молодой девушки, влюбленной в Париж. 60 м2.
Когда веришь в свои идеи, тебя находят «твои» заказчики
В начале я четыре года работала с напарницей, с которой познакомилась в Лондоне, в Central Saint Martins, где мы вместе учились. Первая наша серьезная квартира — 130 квадратных метров в парке Сетунь. Мы реализовывали ее в связке со строителями, от и до. У этого проекта были чертежи, эскизы, бюджет. Это был интересный опыт погружения в психологию заказчика: у нашей клиентки был очень ярко выраженный характер, она хотела реализовать в интерьере интересные, важные для нее детали. Например, ей важны были скругленные углы. Сделать планировку для комнат со скругленными углами было для меня настоящим вызовом, но в итоге я справилась.
Работать в паре — это классный опыт. Начинать вместе не так страшно, в первое время было очень важно, что есть опора на партнера. Ты берешь на себя один пул задач, напарница — другой. Это очень спасало и поддерживало.
В 2017 году наступил переломный момент, когда мы поняли, что хотим двигаться в разных направлениях. Мы договорились, что будем продолжать по отдельности. Для меня это был довольно стрессовый момент, потому что я занималась чертежами, концепциями, авторским надзором, а вот бюджетом, продвижением и привлечением клиентов — нет. Было сложно, но для меня это был классный рывок.
Я начала активно вести аккаунт в соцсетях, много рассказывать о своей работе. Ко мне начали приходить первые клиенты, которые хотели видеть дизайнером именно меня. Со временем я поняла, что главное — ответить себе на вопрос: в чем я хороша и что нравится именно мне? Я считаю, что дизайнеры друг другу не конкуренты. Все люди очень разные, и на каждого дизайнера найдется свой заказчик. Нужно транслировать свое видение мира, точку зрения, философию. Когда я стала более открытой в социальных сетях, мои проекты тоже стали гораздо более смелыми и интересными.
Я думаю, что если вы будете рассказывать о себе и верить в свои идеи, то вы всегда найдете «своих» заказчиков. Особенно круто, когда к тебе возвращаются люди, с которыми ты уже работал, но уже со вторым и с третьим проектом.
Квартира с индийскими мотивами для ювелирного дизайнера. 140 м2.
Работа с командой — это синергия, которая дает ресурс всем
В 2017 году, когда я начинала работать самостоятельно, мне в первую очередь нужно было создать юрлицо. Я проработала договорную, документальную базу, создала много шаблонов документов для проектов: бюджетирование, график работы, расчет по проектам. На тот момент я была в студии одна.
Тогда я начала вести социальные сети, делать прямые эфиры и экскурсии по проектам, показывать, почему и как я приходила к тем или иным решениям. В периоды активности происходили взрывы интереса к моей работе, много запросов и новых проектов. С 2018 года в студию стало стабильно поступать 10 проектов в год. Это много, с учетом того, что все проекты мы делаем под ключ: от разработки до реализации. Когда работы стало много, мне понадобились помощники. Сейчас у меня в команде есть архитектор и комплектатор. Я переживала, что будет сложно транслировать свои идеи, контролировать людей. Теперь я понимаю, что команда — это невероятная ценность. Когда вы работаете вместе, возникает синергия, которая дает всем участникам процесса ресурс, чтобы расти и развиваться.
Меня вдохновляют истории заказчиков
Часто клиенты видят мои интерьеры и говорят, что в них чувствуется мой почерк. Мне приятно это слышать, хотя сама я до сих пор не вполне понимаю, какой он — этот почерк.
Я очень люблю истории, литературу и считаю это частью моей дизайнерской идентичности. Меня очень вдохновляют истории заказчиков. Я всегда ищу способы нащупать какое-то зерно в человеке, чтобы воплотить его личность в материальных проявлениях окружающего мира. У себя на сайте я цитирую Протагора: «Человек есть мера всех вещей». Я в это верю. Человек, который видит, что в доме продолжается его индивидуальность, в 90% случаев откликается. Такие концепции чаще всего согласовывают с первого раза.
Я сторонница приемов классической архитектуры, всегда тщательно работаю с планировкой и светом, уделяю внимание осевой симметрии, пропорциональной композиции, высотам дверей. Еще одна важная вещь для меня — это гармония интерьера и окружающего мира. Недавно я закончила квартиру на Бауманской, из окон которой виден Казанский вокзал. Когда я получила этот заказ, первое, что я сделала — пошла гулять и изучать окрестности. Я долго нарезала круги внутри и снаружи Казанского вокзала, рассматривала детали и цветовые решения. Концепцию интерьера я выстроила от образов места. В готовом интерьере получился интересный эффект: когда входишь в квартиру, то видишь цвет, архитектурные детали, затем — смотришь в окно, и интерьер плавно переходит в окружение. Таким образом создается интересное гармоничное единство пространства внешнего и внутреннего.
В кризисные времена меня очень поддерживает ощущение, что работа идет, а наши заказчики даже в сложной ситуации продолжают вкладывать свои силы, внимание и ресурсы в свои дома. Это вдохновляет и дает осознание того, что твоя работа нужна. Пока мы занимаемся созиданием, у нас есть шанс.