С чего всё началось: как и почему ты начала заниматься дизайном одежды?
Мое первое образование мне выбрала мама. Она же с подготовительной школы занималась удовлетворением всех моих творческих потребностей. Я считаю, что унаследовала от нее тягу к созданию прекрасного. Она часто говорила мне, что всегда мечтала о творческой профессии и вложила в меня свой нереализованный потенциал.
Я поменяла десятки художественных школ, отучилась в колледже при РГУ им. А.Н.Косыгина на факультете «Дизайн по отраслям». На распределении последнего курса я выбрала дизайн одежды. Думаю, что на мой выбор тогда повлияло мое окружение. Когда закончила текстильный, я знала, что с моим синдромом вечного студента я пойду получать новый опыт. Так я и оказалась в Британке, которую уже осознанно для себя выбрала.
Какое было первое впечатление от программы, когда началась учеба?
Я влюбилась в своих будущих кураторов (Анна Черных и Владимир Тилинин, — прим. БВШД) на дне открытых дверей. И даже не было сомнений идти ли на британский бакалавриат и посвятить этому еще 4 года или выбрать 2 года повышения квалификации на российском ДПО (Дополнительное Профессиональное Образование — прим. БВШД).
С первых дней нас загрузили большим количеством информации, а я очень жадная на информацию и хватала ее как воздух. После советского классического образования это было, наконец-то, чем-то свежим и вдохновляющим, не говоря уже о помещениях Британки, где ты всегда мог наблюдать за процессом работы других студентов, преподавателей и персонала.
Я была самой младшей в группе — мои одногруппники почти все были 30-летними, у многих было по два высших образования и собственные бизнесы в придачу. Не могу не поделиться, что на их фоне я чувствовала свое творческое превосходство — меня не отягощал мой предшествующий опыт и я понимала, что у меня все впереди.
Какой самый интересный проект, над которым ты работала в рамках учебного процесса?
«Гибрид». Это был проект, завязанный на изучении русского традиционного костюма. Мне тогда очень нравилась черно-белая фотография Родченко, иллюстрации Билибина, фотографии Прокудина Горского и фильмы Тарковского. Все это с эстетикой русских дореволюционных деревень я добавила с трепетом в свой проект. Как потом я для себя выяснила, социальный подтекст в проекте и поиск ДНК заложили во мне интерес вернуться к своим собственным корням и идентичности.
Что из знаний и навыков, полученных на программе, кажутся тебе самыми ценными?
Думаю, это организация своего творческого процесса. Мало просто вдохновляться чем-то. Важно находить информацию и уметь ее структурировать, и не важно, будет это текстовый формат или визуальный. Я и сейчас могу смело назвать себя ресерчером, и если бы у меня была такая официальная специальность, я бы не отказалась работать как ресерчер для кого-то или себя всю свою творческую карьеру. Находить информацию, собирать майндмэпы, а не мудборды, находить связи — то, за что я благодарна моим кураторам.
О дипломном проекте. Что было самым интересным или самым трудным? Что вдохновляло?
Трудно и интересно было принять себя. Мой проект полностью завязан на моей идентичности и ее поиске. Я не испытывала трудностей в мыслительном/практическом процессе в работе над дипломом, скорее ментально меня удивляло как я раскрываюсь и как та или иная информация о себе, жизни моих дальних родственников, моей этнической принадлежности меняла мое восприятие окружающего. То, что начиналось как скромная попытка освежить в памяти мой собственный недостаток знаний о своей культуре, превратилось в бренд, содержащий воспоминания и чувства сопричастности, где другие могут раскрыть для себя потенциал своего происхождения.
Расскажи, с чего началась история Vertigo? «Vertigo — это возвращение к корням и собственной идентичности» — почему ты решила посвятить свою марку этой миссии?
Мне важна социальная повестка. Человек и его судьба для vertigo — центр композиции.
Еще недавно ты говорила, что совмещаешь работу в нескольких проектах и параллельно развиваешь Vertigo. А как сейчас дела у марки? Меняются ли координаты развития бренда?
Бренд и его динамика сейчас — абсолютное стечение обстоятельств, где не всегда получается сконцентрироваться на последующих коллекциях, а то и вовсе приходится отказывать себе в реализации проектов, так как на них не хватает финансирования. Время вынуждает игнорировать сезонность и выпускать материал тогда, когда для этого есть все необходимые ресурсы. Бренд требует больших вложений.
Бренд на данном этапе еще не вырос в полноценный бизнес, но уже и не творчество, как я говорила раньше. Ближайший год буду выстраивать стратегию и налаживать продажи.
Я сейчас нахожусь в Ереване по приглашению образовательной программы Tumo, в течение 3 недель я как воркшоп-лидер вместе с армянскими студентами создавали капсульную коллекцию в Tumo Studios.
Цель воркшопа была: выявить интересное дизайнерское решение на стыке двух культур — армянской и курдской, найти точки пересечения. Это не только укрепило понимание нюансов своей собственной идентичности и культурного кода, но и познакомило ребят с курдской культурой.
Мне очень понравился опыт преподавания. В подготовке к воркшопу мне помогли знания, которые я получила в Британке от кураторов Анны Черных и Владимира Тилинина. Для краткосрочной программы я использовала инструменты дизайн проектирования, которые они придумали.
Какую роль в создании коллекций играют твои родные и близкие из Сирии?
Изображение сирийской повседневности — главный источник вдохновения для Vertigo. Я не была в Сирии более 10 лет, и расстояние между мной и моими дальними родственниками позволило мне фантазировать о их жизни, их мире, который в корне отличается от моего. Следующий важный этап — съездить на родину отца и понять, как вести повествование дальше.
О чем ты мечтаешь?
Сейчас только о мирной обстановке в нашей стране и открытости мира к специалистам из России.
Какой важный совет ты бы дала будущим дизайнерам, абитуриентам Британки?
Используйте все полученные знания в Британке по максимуму. Не задавайтесь вопросом «зачем мне это?». На практике все пригождается. И активно стажируйтесь у дизайнеров, которые вам импонируют.