Как ты пришла в сценографию?
Долгим и извилистым путем. Моей дикой детской мечтой было стать дизайнером одежды. Мама решила меня поддержать и, когда мне исполнилось 18, мы вместе переехали из Ташкента в Москву. Я поступила на дизайн одежды, проучилась шесть лет, проработала какое-то время. Мы с подругой пытались создать свой бренд и участвовали в дизайнерских маркетах. В процессе мы поняли, что для успешного запуска бренда одежды нужно иметь много разных ресурсов, финансовых в том числе, которых у нас на тот момент не было. Также история про свой бизнес в модной индустрии не совсем про творчество и дизайн, если вы хотите зарабатывать этим деньги. Одежда от кутюр, которую мы изучали в университете, авангард — все это мало кому нужно в современном мире. Осознавать это было сложно.
Позже я разрабатывала формы и принты для дизайнерской посуды, участвовала в авантюрном стартапе с технологичной одеждой, был небольшой опыт работы в кино. Потом целый год у меня не было никакой работы, и я не понимала, чем я буду заниматься.
Я устроилась в студию, которая занимается видеоконтентом и моушн-дизайном в концертной сфере. Стала работать с фестивалями, театрами, основная масса проектов — это отечественные поп-концерты. Для меня это была новая профессия, я начала в студии как художник, а через 2,5 года мне предложили работу арт-директора в этой сфере. У меня появилось больше свободы, больше возможности предлагать свои идеи и варианты, так ко мне пришел интерес работы со сценографией, средой, атмосферой. Потом я поступила в Британку и началось мое более близкое знакомство с театральной сценографией.
Что помогло перейти в новую профессию?
Сценография всегда мне нравилась. Обучение в Британке помогло познакомиться с современным театром ближе и глубже. Оказалось, что он не такой пыльный, в нем много всего интересного. Сейчас я вижу в качественно сделанном спектакле высшую форму современного искусства.
Как ты пришла к концепции своей сценографии оперы «Дидона и Эней» для конкурса ArtMasters?Сначала я послушала оперу. Не могу сказать, что до этого была большой любительницей жанра, но когда я послушала «Дидону и Энея», она произвела на меня большое впечатление. Опера объединила в себе историю из греческого мифа и прекрасное барочное звучание. Я начала записывать слова, связанные с Финикией, Карфагеном, античностью, барокко, все, что приходило мне в голову. Получился черновик-коллаж, в котором я ухватила ассоциации.
У меня было желание продолжить идею смешения эпох и времен, которая заложена в опере. Мне хотелось приблизить эту историю любви к современности, показать, что она до сих пор актуальна. Так возникла идея постоянно трансформирующегося пространства, которое напоминает аэропорт — эмоциональное место встреч, расставаний, внутреннего надлома, суеты, переменчивости и непостоянства. Сценография совмещает в себе элементы эпох барокко, античности и современности.
Какие инструменты использовала, чтобы это эмоциональное пространство создать?
Мне хотелось нестандартно поработать со сценой. Я решила задействовать ярусы балконов: по моей задумке в самом конце последнего акта они проявляются для зрителей на просвет через проекционный экран, и публика видит хор и оркестр, провожающий Дидону. Также через всю сцену идет багажная лента, на которой периодически появляются важные смысловые объекты спектакля.
В качестве основного цвета оформления я выбрала белый, который ассоциируется с античной скульптурой и архитектурой. Золотистый цвет дерева символизирует роскошь барокко. Акцентом выступает пурпурный цвет, который исторически добывали в Финикии.
Важная часть сценографии — звук. Через него я хотела добавить в спектакль современности: звуки технических служб аэропорта, объявления, эскалатор, багажная лента, шум опаздывающей толпы, колес чемоданов.
Что было самым интересным в работе над проектом?
Атмосфера, знакомства с участниками и кураторами проекта. С ребятами мы очень классно сдружились. На конкурсах часто бывает чувство, что тебя окружают конкуренты, там такого не было вообще. Все были очень приятными, мы хорошо общались, было чувство, как будто мы вместе готовимся к сессии в университете. Было интересно наблюдать, как одно и то же произведение по-разному оживает в концепциях разных участников, как каждый воспринимает его по-своему.
Очень круто и важно было пообщаться с кураторами. Нашими экспертами на конкурсе были театральный дизайнер Мария Трегубова, театральная художница Валентина Останькович и художник-постановщик Филипп Виноградов. В конце они собрали всех участников направления и каждому дали фидбэк по идеям и макетам. Я услышала очень много ценного для себя.
Из каких этапов для тебя состоит работа над сценографией?
Я всегда начинаю со знакомства с материалом, делаю исследование, погружаюсь в тему. Затем смотрю, кто еще делал проекты на эту тему и как они выглядели. Затем думаю про сюжет, про историю персонажа. После этого разбора исходного материала я накидываю мудборд из ассоциаций, слов, картинок. Когда готова основная идея, я готовлю эскизы сценографии основных сцен: из начала, середины и конца. После этого можно нанизывать на эту основу дополнительные детали, дробить на более мелкие сцены. Финальный этап — это макет.
В коммерческих проектах между этими этапами есть обязательный питчинг с режиссером или командой. Сначала вы показываете свои идеи, мудборды и референсы, обсуждаете, принимаете пожелания и правки, потом показываете эскизы, если все хорошо — проект идет в производство.
Работа сценографа — командная, свои действия и решения нужно координировать с режиссером и другими специалистами. Какие навыки помогают поддерживать эту коммуникацию?
Споры — это довольно частая и, наверное, неотъемлемая часть процесса. Поначалу было тяжело и довольно страшно, потом начинаешь спокойнее относиться. Главный навык — уметь находить компромиссы и отстаивать свою точку зрения. Если вы делаете работу на заказ, многое зависит от режиссера, его пожеланий и подхода к работе. Если вы находите общий язык с ним, то это позволяет вам предлагать свои решения, такая работа всегда интереснее. Многое зависит от технических и материальных возможностей. Здесь наступает момент, когда нужно искать компромисс: и с командой, и с собой.
Я все еще ищу для себя самой ответ на вопрос: как делать ровно то, что мне нравится, и получать удовольствие от работы всегда? Некоторым людям это дается сразу и легко, они уверенно реализуют свои идеи и добиваются успеха. Таким подходом можно только восхититься.
Какой из твоих проектов тебе особенно запомнился?
У нас был довольно интересный сценографический опыт с моей подругой и одногруппницей из Британки Наташей Наумовой. Мы делали сценографию для концерта Moscow Music School. Это было ковидное время, когда было непонятно, на что рассчитывать — на живых зрителей или съёмку. Изначально мы планировали сценографию для съемки, но позже оказалось, что ограниченное количество зрителей позвать можно. Из-за того, что посетителей немного, а пространство большое, перед нами возник вызов: как организовать все так, чтобы концерт смотрелся круто и не пусто в кадре. Мы с Наташей пришли к идее разбить в зоне для зрителей палаточный лагерь а-ля Burning man. Эти палатки были отсылкой к путешествиям, фестивалям под открытым небом и одновременно служили декорацией, которая заполняла пространство.
Какие художники-постановщики тебя вдохновляют?
Мне очень нравится работа Кьяры Стефенсон, которая делала сценографию для концерта Бьорк Cornucopia. Для меня это пример отличной работы художника и супер реализации. При этом вся постановка очень вписывается в свойственный Бьорк стиль: все немного инопланетное, сюрреалистичное.