Арт-директор и дизайнер мебели французского бренда Modenature.
Жизнь Александры сложно назвать однообразной: сначала она разочаровалась в образовании лингвиста, а после выгорела из-за работы в архитектурном бюро. Оба раза она спасалась в Британке: здесь к ней возвращались вдохновение и жажда новых проектов. Теперь Александра арт-директор французского бренда мебели
Modenature. О том, как она пришла к этой должности, — в нашем интервью.
«А здесь лучше так или этак?»
Изначально по профессии моя мама художник. Например, она расписывала потрясающие матрешки по мотивам сказок, и их покупали по по всему миру: в Германии, во Франции, в Америке. После 40 лет жизнь мамы изменилась. Она увлеклась декорированием и начала создавать гармоничные интерьеры. Сначала ее звали переделать угол комнаты, а потом и весь дом.
С самого моего детства мама, работая над проектами, всегда спрашивала меня: «Саш, а здесь лучше так или этак?». И всегда прислушивалась ко мне. Наверное, это и повлияло на меня больше всего. Кстати, этот вопрос до сих пор крутится у меня в голове, когда я продумываю дизайн уже для своих проектов.
Интерьер ресторана El Gauchito на Поварской, над которым работали Александра и ее мама.
Когда я повзрослела и вернулась из Европы в Москву, то начала ездить с мамой на объекты — это были жесткие 6 лет. Мне было 24: хотелось гулять и веселиться, а мы с мамой работали. Но я получила колоссальный опыт, который сильно помог мне в дальнейшем.
«Там я поняла, как творить в жестких рамках, когда у тебя поджимают сроки, а бригада строителей стоит над душой».
Примерно в этот же период я училась на дизайнера интерьеров в Британке. Я влюбилась в эту Школу еще на дне открытых дверей и как только выяснила, чем хочу заниматься, сразу поступила сюда. У меня был сильный бэкграунд декоратора, но я решила стать именно дизайнером, потому что его работа более масштабна.
Британка дала мне классные практические навыки, четкое понимание того, что делать дальше и, конечно, уверенность в себе, благодаря которой меня сразу взяли на позицию дизайнера в архитектурное бюро Олега Клодта. Там я вела большие проекты и через год доросла до ведущего дизайнера.
Проект Александры, созданный в Бюро Клодта.
Кантики подушек и эксклюзивное панно
Работать приходилось практически круглосуточно. Я могла приехать домой в два часа ночи или сидеть над проектом в выходные. Тогда я набиралась опыта, изучала бренды, погружалась во все как можно глубже и со временем начала предлагать интересные идеи. Теперь я знаю, что мне нужно для проектов и где это искать, а благодаря развитой насморенности могу легко определить, что классно, а что — нет.
Мне всегда хотелось придумать что-нибудь новое, что безумно мне понравится и я скажу: «Вау, какой кайф!» Я всегда пытаюсь достичь этой эмоции, в первую очередь, у себя. Нельзя останавливаться на «вроде выглядит нормально». Надо, чтобы было очень круто.
Проект Александры, созданный в Бюро Клодта.
За четыре года работы в Бюро Клодта я сделала четыре больших проекта. Но для меня стало неожиданностью, что они так сильно затянутся. Иногда мне казалось, что я делаю-делаю-делаю, но результата будто бы нет. А появлялся он всегда через год или два. Это было связано с детальным уровнем проработки интерьеров. Мы никогда не брали готовые решения для проектов: использовали кастомизированный текстиль и мебель под заказ, анализировали полутона и оттенки, смотрели даже на кантики подушек.
Я помню, в одном проекте мы создали огромное стеклянное панно. Сначала мне понравилась просто отвлеченная картинка из интернета, потом я захотела ее воплотить в стекле. Мы с командой даже ездили во Францию, чтобы изучить техники создания этих панно... С фабрики нам отправляли образец, мы смотрели, корректировали, отправляли обратно и так много раз. Процесс занял много месяцев, но результат того стоил: в итоге получилась невероятная вещь.
Квартира в комплексе Knightsbridge Private Park — проект со стеклянным декоративным панно, выполненный Александрой в Бюро Клодта.
Обычно к нам в Бюро обращались обеспеченные люди, которые понимали, что такое дизайн и как он влияет на пространство. Нередко я встречала заказчиков, которые видели и знали больше меня. После работы с ними я и сама росла как дизайнер.
«Когда люди приходят не за ремонтом, а именно за дизайном, они хотят большего: свою эстетику и индивидуальность»
Важно, чтобы клиент приходил к дизайнеру как к профессионалу, чтобы он заранее изучил его работы, захотел себе такую же эстетику и доверился бы ему.
Новая жизнь для бренда с историей
Спустя 4 года работы у меня случился сильный кризис. Я уволилась из Бюро и не хотела делать вообще ничего. Месяц я не выходила из дома и смотрела сериал «Друзья». Только спустя год я справилась с выгоранием и поняла, что снова хочу работать. Но точно не с интерьерами. Когда я поняла, на что хочу переключиться, я продала машину и пошла учиться на
«Дизайн мебели».
Британка снова вернула меня к жизни. С каждого занятия я выходила вдохновленная что-то делать и придумывать. Иногда побыть в этой творческой атмосфере достаточно, чтобы восполнить энергию, зарядиться и идти дальше. Отучившись семестр, я познакомилась с моим будущим работодателем — Рустамом Чингариевым, владельцем старого французского бренда Modenature. Мы долго говорили, а потом он достал с полочки проект Modenature, показал все коллекции и предметы, которые были в его шоуруме. Я влюбилась в историю бренда и предложила свою помощь. Так мы с Рустамом Чингариевым и архитектором Захаром Зыльковым составили креативное ядро бренда и начали путь к переменам.
Слева: черновые макеты коллекции «Цилиндр», над которой Александра работала в Британской высшей школе дизайна. Справа: лампа Modenature, выполненная по дизайну Александры.
Как арт-директор Modenature я, по сути, делаю все: наполняю сайт, продумываю дизайн моделей, веду социальные сети. Мы с командой пишем тексты, продумываем стратегию продвижения, проектируем шоурум, а еще отрабатываем образцы, формируем наш sample box, собираем стенды для выставок и делаем много чего еще, помимо самого дизайна мебели. Арт-директор — это руководящая позиция. У этого человека должно быть четкое видение и понимание визуального образа бренда и того, с чем его будут ассоциировать.
«Сложно держать единый курс, чтобы компанию не бросало в разные стороны, но ключевая идея такая — арт-директор должен задавать, сохранять и развивать код бренда»
Вот как это работает. Представим, что я дизайнер и мне для проекта нужен какой-то качественный, но забавный, прикольный предмет. Обладая визуальной насмотренностью, я понимаю, у какого бренда могу найти нечто подобное. Я знаю, какой бренд ассоциируется с подобным посылом. Так вот, задача арт-директора — такой посыл создать.
Журнальный стол ISAN для Modenature. Дизайн: Александра Лыкова.
Раньше, например, мы старались делать предметы более спокойными, комфортными и неяркими. Это, конечно, важно. Но сейчас ярких цветов в жизни хочется как никогда раньше. Я очень вдохновляюсь, например, дизайном Пьера Йовановича. Для меня он просто лучик света.
Французы нарабатывали базу веками и теперь могут позволить себе шутить и играть с дизайном. В их работах прослеживаются игривые формы, яркие цвета, но при этом все сделано очень качественно. Это невероятная высота, до которой хочется дорасти, чтобы создавать предметы с той же легкостью. Если посмотреть на творчество французских дизайнеров
Шарля Калпакяна или
Бруно Муанара, то можно заметить, что они не стесняются применять яркие цвета. Это тенденция, которой мне тоже хотелось бы следовать. Сейчас в свое творчество я стараюсь добавить больше цвета и красок. При этом цвет должен быть неоткрытым, сложным и хорошо интегрированным во все пространство, а акцент не должен быть поглощен другими яркими цветами.
«Время своего творчества»
Говоря о мебели, я разделяю ее на две категории. Первая — базовые и привычные вещи: стул, чтобы сидеть, кровать, чтобы лежать и так далее. Это что-то эргономичное, выверенное по пропорциям, классное, но при этом не перенасыщенное дизайном. Такими вещами можно наполнять интерьер, не боясь, что это будет излишним.
Вторая категория — предметы, которые мы воспринимаем как арт-объекты, что-то «вкусное», классное, яркое. Вещь, которая будет играть в интерьере, будет акцентом на фоне базовых предметов, которыми мы формируем основу. Так вот, когда дизайнер разрабатывает новый предмет, он тоже должен понимать, в какой категории его создает. И та и другая востребована и нужна.
Банкетка Ambra Bench для Modenature. Дизайн: Александра Лыкова.
Чтобы натренировать насмотренность и обрести собственный стиль, я советую начинающим дизайнерам найти компетентного наставника. Мне это очень сильно помогло в Бюро. Делая ошибки самостоятельно, я бы тоже, наверное, к чему-то пришла, но это было бы сложнее и дольше.
С кино у меня история странная. Многие друзья рекомендуют мне фильмы с красивыми интерьерами, но я так увлекаюсь сюжетом, что не обращаю на место действия никакого внимания. Еще можно смотреть интерьерные альбомы, покупать за границей местные журналы. Важно подмечать приемы в работах конкретных дизайнеров: анализировать их стиль и то, как они сочетают цвета. В каждом направлении есть свои мэтры. Не стоит ограничиваться только интерьерами: изучайте дизайнеров, работавших с текстилем, мебелью и архитектурой. Нужно быть открытым и следить за творчеством ребят, которые регулярно создают что-то качественное. Когда придет насмотренность, тогда придет и время своего творчества.