Современный художник-керамист
Екатерина Лаптева пробовала себя в разных направлениях: много лет работала декоратором, сотрудничала с «Первым каналом», планировала однажды начать снимать кино. Твердо зная, что реализуется в творческой профессии, она продолжала искать себя и свой стиль.
Учеба в Британке дала Екатерине импульс профессионально заняться керамикой. Сейчас она — востребованный художник-керамист. Мы узнали, как строилась ее карьера и с какими трудностями ей пришлось столкнуться на пути к успеху.
«Умей хамить»
С самого детства я знала, что быть художником — мое призвание. Других вариантов не было. Я училась в художественном колледже на факультете живописи, затем поступила в Самарский государственный университет культуры, где занималась декоративно-прикладным творчеством. Переехав в Москву, посещала курсы. Меня метало в разные стороны: я была и декоратором, и дизайнером, и осваивала профессию иллюстратора.
В 2021 году я поступила на программу
«Современная керамика» в Британке. Там я познакомилась с куратором Юлией Резниковой и поняла, что это – судьба. Юлия сумела вывести меня на другой уровень восприятия и творчества. Она всегда говорила: «нужно уметь хамить». Из хорошей девочки, которая не могла и боялась до конца раскрыться, я стала той, которая красиво «хамит» в искусстве и может уверенно заявить о себе.
От 3D к 2D: преодолеть себя и научиться рисовать
Занятия керамикой давались мне легко, любую эмоцию я могла превратить в форму. Перейти в другую плоскость и заниматься живописью было сложнее. Доходило до слез: я ведь столько знаю и умею, я художник, а тут не понимаю, что с красками делать! Имея за спиной живописную, декоративно-прикладную базу и успешные декораторские проекты, на занятиях по изобразительному искусству я буквально преодолевала себя. Обычно люди идут через 2D к 3D, а у меня получилось наоборот.
Живописные работы Екатерины
Я поступила еще на одну программу Британки —
«Изобразительное искусство. Продвинутый курс», чтобы поменять мышление и раскрепоститься. Удалось не сразу: видимо, каждому на раскачку требуется определенное время. Когда Юля предложила начать мыслить через керамику, внутри меня что-то перевернулось. Было много бурь: сначала отрицала, что умею, потом приняла, сумела выплеснуть и выразить свои мысли. Я стала смотреть на объекты через форму — и так обрела свой стиль. Конечно, я еще работаю над ним, но благодаря Британке мне удалось нащупать то самое направление, в котором я хочу развиваться. Теперь я знаю, через какие пластичные формы, цвет, объем и символы я буду говорить.
Сейчас я двигаюсь от керамики к живописи. В моих работах соединяются сюрреализм, мифология и современные художественные приемы, а еще — смелость и яркость. Мне хочется, чтобы зритель эмоционально взаимодействовал с предметом, будь то скульптура или картина.
В керамике вообще важно не зацикливаться: это очень свободный и экспериментальный вид искусства. Чем ярче процесс, даже незаконченный, тем лучше. Если вы еще не определились со стилем, дайте себе свободу. Мыслите шире, показывайте саму жизнь и не бойтесь проявлять себя.
Живописная работа Екатерины
Творчество вместо психотерапии
В Британке мне повезло найти свою среду и познакомиться с творческими, интересными, не похожими друг на друга людьми, которые подарили мне вдохновение и ощущение, что все возможно.
Каждое занятие было открытием. Мы не просто изучали теорию, мы смотрели на современное искусство с другого ракурса. Помню занятие на улице: нужно было создать пейзаж, фокусируясь на фрагментарном восприятии образов. Я до сих пор продолжаю практиковать это, рисуя сюрреализм.
Крутость Британки в том, что здесь студентов подталкивают к поиску своего пути. У педагогов на других курсах, если честно, иной подход. Они учат делать так, как умеют сами. В художественном училище я видела такие примеры: приходила в класс на просмотр, а там как будто одной рукой все нарисовано. Штрихи, мазки — все одинаковое. Здесь наоборот: мы учились не повторять за преподавателями, а выражать свою индивидуальность. Когда начинают проявляться особенности твоего стиля, ты чувствуешь себя увереннее. Мне кажется, это психотерапия еще та.
Причем не только для зрителя, но и для художника. Керамика помогает отвлечься и выпустить пар. Причем буквально: прежде чем приступить к работе с глиной, ты берешь кусок и пару раз его ударяешь. А затем из хаоса, то есть из массы, приводишь форму в порядок. Хотя современное искусство, на мой взгляд, как раз об обратном.
Сюрреалистичная живопись Екатерины
Заработать на своем творчестве
На керамике можно зарабатывать. Первое правило успешной монетизации — быть уверенным и не сомневаться, что мир открыт и ждет именно тебя. Существует множество выставочных пространств и галерей, которые продают работы и заинтересованы в новых авторах, существуют магазины, декораторские дизайн-бюро, интернет-платформы.
Если главная цель — тиражность, можно подключить производства и масштабироваться: например, начать создавать недорогие, но качественные и наполненные смыслом предметы из керамики. Сделать искусство доступным, при этом сохранить уровень и получать постоянный доход.
Заявить о себе помогают социальные сети. Я задумываюсь о развитии личного бренда, но пока не могу решиться. Классно, когда твоя аудитория тебя подталкивает и направляет, однако из-за стандартов ведения блога часто случаются повторы. Парадоксальным образом художник теряет свою индивидуальность.
Мне нравится, как смело ведет себя художник-каллиграф Покрас Лампас. Он продукт современной культуры: нашел свой стиль, успешно монетизировался, пробует себя в разных областях и легко проявляется. Это вдохновляет.
Керамические работы Екатерины: слева — «Ящик Пандоры»; справа — «Раздвигая границы»
Сказка со счастливым концом
Художники не только осмысляют настоящее, но и заглядывают в будущее. Я интерпретирую события и трансформации, которые происходят с миром, через мифологию. Одна из таких историй — «Ящик Пандоры». Мне кажется, это очень актуальная работа.
По характеру я оптимист. Выросла на сказках со счастливым концом и считаю, что нужно акцентировать внимание на хорошем. Это прослеживается и в моем творчестве.
Сейчас я участвую в выставке «Трын*Трава. Современный русский стиль» со своими керамическими работами. Самая последняя называется «Миром правит любовь». Размышляя на эту тему, я наткнулась на вдохновляющий факт о подсолнухах. Эти цветы в течение дня поворачиваются вслед за солнцем, а в пасмурные дни, напротив, начинают тянуться друг к другу. Так и среди людей: человеку нужен человек.
Екатерина Лаптева на открытии выставки «Трын*Трава» с работой «Миром правит любовь»
В русской культуре много прекрасного. Мне хочется нести это дальше и осваивать области, пока далекие от искусства. У меня уже есть договоренности о том, чтобы выставлять большие холсты в галереях. Еще в планах персональная выставка, где я могла бы представить все сразу — и керамику, и живописные работы. А в перспективе — выходить на городские арт-объекты и инсталляции, потому что, на мой взгляд, в России это мало развито. Есть начинания, например, в арт-парке Никола-Ленивец, но нам есть куда расти.
Конечно, у меня есть желание заявить о себе и в мировых масштабах. Я мечтаю об экспозиции в Национальном центре искусства и культуры Жоржа Помпиду и в других музеях мира. Надеюсь, у меня все получится.