Практикующий промышленный дизайнер и преподаватель
Едва выпустившись из Британки, Петр Дроздов выиграл несколько престижных конкурсов и надежно закрепился в списке молодых и талантливых дизайнеров. О том, как добиться значительных результатов после двухлетнего обучения и что будет с российским промышленным дизайном завтра, — в нашем интервью с Петром.
Расческа промышленного дизайнера
Предпосылки к тому, что я буду промышленным дизайнером, появились, наверное, еще в моем детстве. Уже тогда я любил делать что-то на стыке творчества и инженерии: мастерить, конструировать, собирать лего, рисовать. Но в профессию пришел поздно.
Когда я окончил школу, дизайн-образование только начало развиваться в России, а на рынке была известна разве что студия Артемия Лебедева. Я долго работал на позиции менеджера в области связи, но в определенный момент записался в столярную мастерскую «Делай вещь». Там я понял, что на самом деле хочу заниматься производством деревянной мебели, создавать вещи вручную. Рискнуть и попробовать было не очень страшно. Я ничего не терял — на тот момент я уже был взрослым самостоятельным человеком, не заинтересованным в выбранной ранее профессии.
Далее последовало открытие своей мастерской, интерес к более мелким предметам, различные краткосрочные курсы и поиск лучшей программы сначала по столярному мастерству, а затем по предметному и мебельному дизайну. Все это элементы одной большой сферы — промышленного дизайна.
Проект инклюзивной детской площадки Inko, выполненный Петром Дроздовым совместно с Лейсан Гатауллиной во время обучения в Британке.
Мне нравится промышленный дизайн за его гуманистический подход. Главное в нем — комфорт и улучшение качества жизни людей. В целом мы часто одушевляем предметы, привязываемся к ним, а дизайн в свою очередь может значительно влиять на то, как мы их воспринимаем. Например, одни вещи нам нравятся, другие — нет. Задача дизайнера сделать так, чтобы предметы были «дружелюбны» к человеку, проявляли своеобразную заботу о нем.
Промышленный дизайн настолько всеобъемлющий, что невозможно представить человека, который познал бы все его грани. Изучать его можно и нужно всю жизнь.
В профессиональной дизайнерской среде есть понятие «расческа» — по сути метафора компетентности. Согласно этой концепции частота и высота зубчиков на этой расческе показывает, какие отрасли и насколько глубоко ты знаешь. У промышленного дизайнера расческа должна быть максимально широкой. И Британка дала мне необходимый кругозор.
Инженер и дизайнер: перемирие
О
программе Владимира Шипилова в Британке я узнал абсолютно случайно, даже не ходил на День открытых дверей, а подал заявку, просто прочитав описание на сайте. В первую очередь меня привлекло огромное количество преподавателей, топов в своих сферах, с разным опытом и с разным подходом. За этим я и шел. Не менее важным было комьюнити. Мне не хватало компании единомышленников, с которыми можно было бы с утра до вечера разговаривать о дизайне. В Британке я нашел и то и другое.
Во время обучения у нас уже было много практики: задания от преподавателей, летние стажировки после первого курса. Параллельно у меня появлялись заказы на мебель, где я тоже применял новые знания. Учился понимать, какие задачи человек хочет решить с помощью предмета, хотел примирить рынок и креатив.
Учебный проект Петра Дроздова — микрофон, выполненный по «живому» брифу от компании по производству звукового оборудования «Октава».
Промышленный дизайн состоит одновременно из творчества и рациональности. Соблюдая четкий порядок действий и следуя критериям качества, ты в любом случае сможешь создать хороший проект. Даже в короткие сроки.
А еще он всегда завязан на производстве, консервативном и дорогостоящем. И если в IT-сфере заказчик и специалист уже научились разговаривать на одном языке и начали работать на общую цель — пользу для покупателя, — то в промышленном дизайне этот процесс запускается только сейчас. Пока положительные изменения можно наблюдать в «легких» отраслях, например, в дизайне упаковки.
На больших производствах дизайн-задачи все еще решает инженер-конструктор. И всем кажется, что этого достаточно. Но в итоге конкурентным оказывается продукт, разработанный на основе исследований рынка, в плотной связке дизайнера и инженера. Постепенно все больше компаний начинают это осознавать, поэтому рано или поздно изменения придут и в тяжелую промышленность.
Важнее победы — комьюнити
Связать производителей и исполнителей — одна из важнейших задач, которая стоит перед нами. На недавнем конкурсе «Фабрика дизайна» организаторы собрали почти триста команд и сто брифов от реальных заказчиков. Мы с однокурсниками записались на конкурс, который проходил параллельно с подготовкой к защите дипломов в Британке. Я участвовал и как отдельный специалист, и в составе команды. В результате два раза оказался среди победителей.
Петр Дроздов на церемонии награждения конкурса Design Challenge 2050.
Мне достался бриф на редизайн электрической коляски для маломобильных граждан и бриф на разработку мебели для детских садов. Последний мы делали вместе с Лейсан Гатауллиной. С ней мы познакомились во время обучения в Британке и хорошо сработались.
Раньше я был не настолько уверен в своих силах, чтобы участвовать в масштабных профессиональных конкурсах. Но, учась в Британке, я увидел множество возможностей и уже в начале второго курса начал подавать первые заявки. Так, например, я выиграл престижный конкурс Design Challenge 2050, проводившийся в партнерстве с МТС.
Конкурс проходил в два этапа, в очень сжатые сроки. На первый этап давали всего три дня, но компания предоставляла возможность работы в их пространстве: интернет, кофе-брейки, рабочие места, мини-лекции. После этого десять лучших участников получили второй бриф, очень классный. Нужно было создать смарт-колонку с несколькими обязательными компонентами разного типа и обосновать свой выбор. На этот этап давались сутки.
Я оперативно проанализировал рынок и понял, что большинство смарт-колонок сейчас ориентированы на молодых гиков 20-35 лет. Людям постарше их дизайн тоже подходит, потому что выглядит достаточно «серьезно». Тогда я решил сместить акцент на неохваченный сегмент целевой аудитории — подростков. Они постоянно в движении, им требуются аксессуары, которые можно было бы закрепить на рюкзаке, дереве, самокате или велосипеде. При этом колонка не обязательно должна иметь отличный звук, гораздо важнее ее прочность, длительный срок службы и водонепроницаемость.
Смарт-колонка для МТС — проект Петра Дроздова, занявший первое место в конкурсе промышленного дизайна Design Challenge 2050.
Больше всего я люблю конкурсы даже не из-за соревновательного духа и проверки своих навыков, а из-за возможности познакомиться с другими участниками, посмотреть на их работы и почувствовать себя частью комьюнити. Например, на Design Challenge 2050 мне очень понравились проекты выпускницы Бауманки. Ей было бы даже не обидно проиграть.
«В 2022 году этот конкурс стал одним из самых значимых событий в промышленном дизайне. Еще будучи студентом Британки, Петр Дроздов показал высокий уровень холистического дизайн-мышления, отличные навыки презентации и умение качественно работать в стрессовых условиях, что помогло ему стать победителем среди десятки достойных соперников»,
— Родион Усаев, член жюри конкурса Design Challenge 2050.
Сейчас я продолжаю участвовать в конкурсах и уже сам преподаю промышленный дизайн магистрам и подросткам. Мне дали абсолютную свободу в построении программы, поэтому я постарался учесть и фундаментальные знания, и свой практический опыт, чтобы студенты могли последовательно работать над своими «живыми» проектами.