Найти свою нишу не всегда удается сразу. Выпускница программы «Fashion-видео» Мария Коган шесть лет училась искусству в Великобритании и работала со звездами шоу-бизнеса прежде чем решила попробовать свои силы в съемке модного видеоконтента. Смена направления помогла ей найти свой стиль и начать заниматься тем, что искренне нравится.
Из России в Англию и обратно
Я родилась в Москве, но успела пожить в разных городах и странах. В 9 классе уехала в Англию, где и проучилась шесть лет. Сначала в бакалавриате изучала бизнес и экономику, затем еще четыре года — изобразительное искусство и текстиль. Завершив образование там, я вернулась в Россию и поступила в РУДН на факультет гуманитарных и социальных наук. Получила профессию искусствоведа-культуролога с небольшой сноской в дипломе, что я и арт-директор в том числе.
Видеоконтент — моя страсть с 16 лет. Съемки были частью моей жизни даже во время учебы в колледже и в университете. Я работала видеографом на студенческих мероприятиях, в ночных клубах, монтировала видео еще до появления популярных программ и параллельно изучала искусство, чтобы понимать, что актуально в этой области, а что — нет.
В Британку я пошла, чтобы освежить и углубить знания. Все-таки в РУДН мы уделяли много внимания базовым вещам вроде истории культуры, а программа «Fashion-видео» нацелена скорее на погружение студентов в актуальную арт-среду и модную индустрию. На тот момент я уже была режиссером монтажа, собирала клипы для звезд русской эстрады и делала контент для начинающих артистов в той же сфере. Друзья в шутку называли меня «серым кардиналом» российского шоу-бизнеса.
Мне тяжело давалась работа с музыкой, которую я сама вообще не слушаю, но нравилось экспериментировать с визуалом. Было очевидно, что нужно менять вектор. Поворотным моментом стал открытый урок известного фотографа и куратора Британки Алексея Никишина. Я поняла, что нашла то, что искала.
Клип на песню «Босая» музыкального дуэта #2Маши. Монтаж и цветокоррекция Марии Коган.
К собственному стилю
Первым впечатлением от Британки был запах. Войдя в здание, я уловила ароматы крафта, текстиля, красок, чернил и учебной комнаты, — всего того, что ассоциируется у меня с Англией, по которой я сильно скучаю. При этом система образования немного отличается: здесь больше дисциплины.
Британка была моим осознанным выбором, поэтому в учебу я погрузилась максимально. Программа состояла из теоретических и практических занятий. Все изучаемые модули не просто расширяли кругозор, но и давали полное понимание профессии. В серьезной коммерции знать все о подготовке, продакшене и постпродакшене не прихоть заказчика, а ваша прямая обязанность. А дальше на эти знания накладывается креатив, подбор людей, бюджет и тайминг проекта. Благодаря преподавателям Британки я смогла попробовать разные приемы на пути к собственному стилю съемки.
Мы знакомились с работами художников, фотографов и операторов, учились отличать особенности их творчества, пробовали создавать нечто свое. На мой взгляд, это правильный подход: нужно исследовать разное и фокусироваться на одной, двух, трех областях, в которых хочется развиваться именно вам. Ведь секрет прост: если вам что-то искренне не нравится, но вы продолжаете уделять этому время и биться головой об стену, результат будет удручающим.
ELLE Digital Fashion Week: Hovanskie — по мнению Марии, один из лучших ее проектов.
Диплом в карантин
Мое обучение совпало с периодом пандемии COVID-19. Очные занятия приостановились, мы перешли на дистанционный формат. Адаптироваться было тяжело. Мы не понимали, как будем готовить дипломную работу.
Несмотря на все сложности, мы продолжали учиться и работать. Например, удаленно сняли и смонтировали ролик с блогерами для бренда ZNY. Программа должна была завершиться весной, но из-за ковидных ограничений мы выпустились только в сентябре. Некоторых моих сокурсников это выбило из колеи. Когда объявили, что защиты работ все-таки состоятся, у нас было 3-3,5 недели на то, чтобы с нуля создать проект и презентовать его комиссии.
Для меня вопрос, о чем будет дипломная работа, стоял далеко не на первом месте. Я четко знала, что хочу сделать проект про перерождение. Мне всегда непросто давались разговоры о смерти, а весной 2020-го года она подобралась как никогда близко. В видео я уделила максимальное внимание эмоциям, ощущениям и тому, каким представляю процесс угасания жизни, перерастающей впоследствии во что-то иное, в другие краски и темпы. Эта история — не про благополучную связь. Тем не менее, она оставляет послевкусие и заставляет каждого задуматься о чем-то своем.
Подготовка к съемке шла в сжатые сроки. Я использовала крафтовый способ разработки ментальной карты (MindMap): взяла картинки, которые мне нравились, распечатала их и расклеила дома. Отдельные изображения были похожи между собой и складывались в сценки, — я расположила их по квадратам вокруг слова «перерождение». Поняв, каким будет визуал, я стала перекладывать его на сценарий, а в самом ролике решила использовать технику mixed media.
Мы с командой из двадцати человек отправились под Тулу. Я устроила всех в маленький отель на три дня. Не могу сказать, что бюджет был огромным: многие поехали просто за идею. Я пригласила оператора, техника, продюсера, актера, моделей, визажистов и стилистов (все трое тоже были выпускниками Британки). В съемках участвовала моя сестра: не профессионал, но красивая девушка и талантливая актриса. Это был действительно крутой опыт, — думаю, для всех участников.
Burn me — дипломная работа Марии Коган на программе «Fashion-видео».
Когда я училась на программе «Fashion-видео», профессиональная команда еще не принимала участие в съемках. Сейчас обучение изменилось в лучшую сторону, теперь со студентами работают стилисты, визажисты и модели, а весь процесс выстраивает продюсер. Мы же многое делали экспромтом. Думаю, в этом плане наш поток — один из самых мощных, потому что мы научились справляться со всем сами. Кстати, Британку я окончила с отличием.
Каждый человек — это я
Мне часто пишут люди, которые интересуются fashion-съемкой и задумываются о поступлении. Тем, кто пока не может решиться, я советую в деталях представить, чтó вы могли бы снять после завершения программы, каким будет этот проект. Отмечу, что нужно иметь запас стрессоустойчивости и терпимости к конкуренции, чтобы успешно пройти обучение и не бросить все на полпути. Либо вы горите своим делом и не обращаете внимания на множество способных ребят вокруг, либо не справляетесь.
Для меня тема сравнения с другими очень болезненная и неоднозначная. В такой индустрии, как fashion, сложно отстраниться: в какой-то момент это облепливает тебя со всех сторон. В конкурентной среде мне важно доказать, что на меня можно положиться, что я не подведу и что у меня есть свое уникальное видение. Включается перфекционизм, и я прикладываю все усилия для достижения нужного результата.
Но совсем абстрагироваться от мнения окружающих не удается. Спасает визуализация: я представляю, будто каждый человек на планете — это я, и у всех мое лицо, тело и ум. Тогда мысли о том, что я хуже самой себя, становятся глупыми и даже смешными. В 98 процентах случаев кажется абсурдным, что меня волнуют другие «я».
Жизнь после выпуска
После выпуска я сотрудничала со Школой как фрилансер: снимала дипломные коллекции студентов, которые обучались на программе «Дизайн одежды». Параллельно делала контент для брендов, брала заказы на творческие съемки.
Сейчас я не веду проекты как режиссер и арт-директор, — предложения были, но я отказывалась. Дело в том, что режиссирование для меня — это не про бизнес. Иногда я настолько погружаюсь в проект, что, наоборот, едва ли не свои деньги вкладываю. Такая работа нацелена на классный результат и связана с эмоциями, самовыражением, желанием создать что-то свое.
Например, сейчас я снимаю документальный фильм про творческую среду в тех местах, куда переезжаю. Работаю больше как продюсер: собираю команду, направляю людей, контролирую процесс. Очень медленно, но все-таки занимаюсь социально-значимыми темами.
Fashion-фильм c дипломными коллекциями выпускников программ BA (Hons) Fashion Design и «Дизайн одежды». Режиссер Мария Коган.
Мне интересно фиксировать эмоции, события, передавать реальность. Когда удается привнести в fashion-съемки документальную динамику, я становлюсь счастливой. Из отснятого я очень горжусь своим проектом Moscow#skins. Мне нравится, когда монтаж привносит в ролик дыхание, не медленное, а стремительное, быстро ведущее зрителя по деталям видео.
Может показаться странным, но я уже три года не веду социальные сети. У меня достаточно работ: и клипов, и рекламных роликов, и проектов для крупных брендов (MasterCard, «Сбербанк»), которые я нигде не размещаю. Профиля с резюме и портфолио у меня тоже нет, однако я продолжаю получать заказы: через знакомых и сформированную клиентскую базу, через мужа, работающего в рекламном агентстве. Часть людей отваливается, часть остается. Кто-то убежден, что я ушла рожать и сижу в декрете. Иногда думаю, что пора бы заявить о себе и сообщить, что жива. Поделиться последними успехами было бы неплохо.
В работе с заказчиками есть рамки. Нужно понимать, где их можно раздвигать, а где нельзя. В коммерческой съемке не всегда ведь получается делать то, чего хочется тебе. Следует помнить, что ты исполнитель, а главное слово — за клиентом. Но бывает и наоборот: иногда заказчик обращается к тебе именно из-за твоего особого видения. .
Не менее важно постоянно совершенствоваться. Я готовлюсь к поступлению в магистратуру, но пока не решила куда: в Финляндию или Германию. Я планирую получить Masters по искусству, в чем, думаю, мне помогут инструменты, которыми я уже владею: видеосъемка и арт-продюсирование. Там я смогу не только найти единомышленников, но и воплотить в жизнь давние мечты. Например, снять сериал.
Мы используем файлы cookie, разработанные нашими специалистами и третьими лицами для анализа событий
на нашем веб‑сайте, что позволяет нам улучшать взаимодействие с пользователями и обслуживание.
Продолжая просмотр страниц нашего сайта, вы принимаете условия его использования.
Более подробные сведения смотрите в нашей
Политике конфиденциальности.