Стилист. Закончила подготовительный курс и поступила на двухлетнюю программу «Дизайн одежды».
Светлана Мартьянова работала в Британке как стилист, когда обычная покупка кофе перевернула ее жизнь на 180 градусов. Тогда она случайно оказалась на выставке дизайнеров одежды и неожиданно вспомнила, о чем мечтала в детстве. Всего через пять месяцев она представляла в Британке уже собственную коллекцию.
Решение из пятерки лучших
Когда я пришла на подготовительный курс, у меня не было опыта в создании одежды. Я работала стилистом с частными клиентами и на fashion-съемках. Так я познакомилась с Алексеем Никишиным, куратором Британки, который стал приглашать меня стилизовать съемки на программах «Фотография для новых медиа» и «Fashion-видео».
Затем я подключилась к его факультативу — классному сообществу единомышленников, преимущественно студентов и выпускников Британки. Мы собираемся раз в неделю, готовим доклады про фотографов, стилистов, художников и дизайнеров, обсуждаем модные журналы, музыку, кино. Разбираем классиков и говорим о том, что нового произошло в fashion-индустрии и искусстве. Три часа невероятной красоты каждое воскресенье.
Для меня это был очень творческий период: много работы, исследований, знакомств с настоящими профессионалами. Такое глубокое погружение в искусство пробудило во мне воспоминания из детства. Это было похоже на вспышку: я вдруг вспомнила, что такое состояние потока и безвременья, когда ты можешь очень много работать и ни капли не уставать, наоборот — хотеть еще и еще. Последний раз со мной такое было в детстве, когда я также увлеченно рисовала в альбоме коллекции и какие-то фантастические платья. Со временем я напрочь забыла про этот опыт и вспомнила только тогда, в Британке.
На очередной съемке с Алексеем Никишиным, в перерыве я поднялась в кафе — там на этаже проходила выставка дизайнерских работ: волшебных, на больших манекенах. И все, пазл сложился. Я купила кофе, спустилась в студию и стала узнавать, на какую программу мне лучше записаться. Мне посоветовали начать с основ, с базового пятимесячного курса: чтобы попробовать, как пойдет, и собрать портфолио для двухлетней программы, если все-таки пойдет неплохо. В тот же день я записалась туда. Спустя год могу сказать, что это решение вошло в пятерку лучших решений, принятых за всю мою жизнь.
Первые трудности, волшебная палочка и Photoshop
На старте я не умела ничего из того, чему нас учили. На подготовительном курсе у нас было три блока дисциплин: технология и моделирование, графический дизайн и творчество (техники рисования и коллажирования, разработка концепции, поиск источников вдохновения). Последнее мне давалось довольно легко. А технология и графический дизайн — у меня как человека, который этим никогда не занимался, возникало множество сложностей: как создать слой в photoshop? с какой стороны включить швейную машинку?
Мне надолго запомнился один конкретный момент, когда я вдруг поняла логику Photoshop и Illustrator. Вы не представляете, какой это был кайф! В моих руках как будто оказалась волшебная палочка, которая могла решить сразу все задачи: от создания коллажей и эскизов до разработки принтов, макетов и всей коллекции целиком. И какое это было счастье, когда я поняла, как реализовать то, что задумано на бумаге. Вы как будто берете волшебную палочку — и вот нарисованный эскиз уже висит на манекене, готовый к примерке и к съемке. Правда, один взмах палочки может занимать много, очень много ночей, но результат того стоит!
Итоговая коллекция одежды Светланы Мартьяновой.
И вся эта магия случилась за пять месяцев. Все, что нам преподавали, все, что мы делали на занятиях и дома, постепенно слилось в цельную картину, дополняя друг друга. И именно в той последовательности, которая была заложена в учебной программе, эти навыки обретали смысл. Особенно благодаря тому, что нас поддерживали преподаватели и куратор Анастасия Павлович.
Одежда, вдохновленная Платоном и Фуко
Моя выпускная коллекция называлась «Любовь сквозь вечность». Я хотела сделать посвящение любви, которая живет с нами, пока мы живы сами, даже если в физическом мире наше совместное путешествие закончилось. В тот момент, когда я определилась с концепцией, она как будто начала жить собственной жизнью. Раньше мне казалось, что такие разговоры — не более чем высокопарная метафора. Оказалось, что это не так, у твоей идеи действительно появляется вот такая странная самостоятельная жизнь с постепенным взрослением, какая-то магия, к которой ты имеешь очень условное отношение.
Так постепенно получилось, что коллекция стала интерпретацией учения Платона о первоэлементах и идеи Мишеля Фуко о зеркале мира. Все, что было, есть и будет, — это рекурсия, повторение и воспроизведение первоэлементов в разных сочетаниях. Есть одна любовь, на которой держится все, и есть ее мельчайшие проявления в жизни. Все, что мы знаем, распадается на осколки разбитого зеркала, из которых мы собираем новые отражения и воспоминания.
Элементы, зеркало, память, — все это сложилось в единый абстрактный принт, от которого постепенно возникла целая серия. Каждый образ коллекции — это интерпретация элементов принта с каким-то одним элементом в основе. Каждый инструмент — цвет, силуэт, фактура, отделка, сочетание принтов — это развитие основной темы, повторение элементов.
На защите нужно было представить один из образов коллекции. Мой состоял из четырех изделий: нижнего и базового платьев, кейпа и накидки-трансформера. В каждом из этих элементов повторялся один и тот же мотив: в принте нижнего платья и декоре базового, силуэте кейпа и цветовой гамме всего образа. Таким образом формировалась цельная картина, гармонично раскрывающая общую идею коллекции.
Спринт в открытом море
Сейчас я учусь на двухлетней программе
«Дизайн одежды». Это было естественным продолжением подготовительного курса: попробовать сделать шаг дальше и посмотреть, что из этого получится. Пока, спустя три месяца, это тоже решение из списка пяти лучших.
Итоговая коллекция одежды Светланы Мартьяновой.
Было время, когда я занималась плаванием на любительском уровне. Основной курс после подготовительного похож на спринт в открытом море после бассейна. И там, и там вода, но необходимые для успеха навыки отличаются в разы.
Здесь меня все так же захватывает творчество, мне также хочется нарабатывать опыт и навыки в технологии, конструировании, техническом рисунке, дизайн-проектировании, — в Британке всегда есть, чем заняться. На двухлетней программе у нас появилось конструирование, которое ведет замечательный преподаватель. Я никогда не думала, что за два месяца возможно освоить и сделать столько, сколько мы успели под ее руководством.
На одном из последних занятий мы как раз делились впечатлениями от первых месяцев. Владимир Тилинин, наш сокуратор, сказал, что по статистике дизайн одежды особенно хорошо удается лингвистам, математикам и программистам, потому что здесь тоже идет работа с языком, со своими средствами и уровнями выражения. Это обнадеживает, ведь по первому образованию я лингвист, а языки — моя большая страсть длиной в жизнь. Так что есть и надежда, и вера, и любовь. И столько работы впереди!