Промышленный дизайнер, основательница бренда «Берёста»
Марина Турлай прошла путь от новичка в искусстве до востребованного промышленного дизайнера. Когда-то она училась на программе Product and Industrial Design, а теперь сама читает лекции студентам и создает крутые продукты. Мы узнали, как строилась карьера Марины, и спросили, какие качества объединяют абитуриентов Британки и что от них ждут преподаватели.
Девушка в «мужской» профессии
Я окончила Московский государственный институт культуры в 2008 году. После выпуска работала как специалист по рекламе и не только, но искала способы получить новые знания. Манера преподавания в Британке мне понравилась — я почувствовала, что это образование позволит успешно встроиться в современный мир. К тому же, реклама всегда так или иначе связана с дизайном.
Чтобы поступить, я с нуля выучила английский. Это был довольно сложный период: приходилось совмещать full-time работу с языковыми курсами и составлением портфолио. После сдачи внутреннего экзамена в Британку я продолжила заниматься английским языком на программе
Foundation Art & Design, сейчас это первый курс программ бакалавриата направления Art & Design. Формат обучения Британки ускоряет процесс изучения языка: у тебя просто нет возможности общаться на русском. После первого года обучения я сдала IELTS и набрала даже чуть больше баллов, чем требовалось для продолжения обучения.
Я до сих пор не знаю, почему выбрала именно промышленный дизайн. В первом семестре, когда у нас шли занятия по общим дисциплинам, я поняла, что хочу работать руками, что объемная форма мне ближе, чем плоская. Преподаватели старались поддержать, но у меня все-таки оставались сомнения. Я же девушка, а промышленный дизайн — во многом мужская профессия, как принято считать.
Дизайн светильников для Хохломской фабрики. Проект Марины Турлай.
Однажды в рамках обучения мы поехали в Германию, где преподаватель Томас Миллс подвел меня к витрине, указал на выставленные там предметы и спросил: «Марина, ты думаешь, что все это создано мужчинами?». Это стало толчком для меня. Я узнала, что в мире девушек-дизайнеров больше, чем мужчин.
В России, к сожалению, индустрия промышленного дизайна пока не сформировалась. Маленький процент выпускников работает по специальности: тем, что должны делать дизайнеры, занимаются инженеры. Но это не означает, что все бесполезно, ведь можно инициировать свои проекты, делать предпринимательскую или академическую работу, уходить в направление сервис-дизайна и разрабатывать пользовательские интерфейсы. Образование не бывает ненужным.
Российское и британское образование: в чем разница?
Модели российского и британского образования действительно отличаются, и я рада, что попробовала и то, и другое. Российские вузы готовят людей к индустриальному обществу с индустриальной системой экономики, британская система — к постиндустриальному обществу и постиндустриальной экономике.
Конечно, у нашей системы есть свои плюсы: образование более фундаментальное и дает широкий спектр знаний. Но пока ты не постигнешь все, что было сделано до тебя великими людьми, ты не можешь «подать голос» и действовать самостоятельно. Британская система образования поощряет независимое мышление и движение вперед через призму собственного опыта, через эксперименты, а не теорию. Даже если ты только учишься и ничего не умеешь, ты уже вправе задавать вопросы и критиковать существующий порядок вещей.
В рамках сотрудничества с Ненецким автономным округом студенты Британки посетили Арктику: совершили путешествие в тундру, послушали истории оленеводов и изучили ремесла.
На первом курсе бакалавриата (Foundation Year) мы развивали прикладные навыки и пробовали разные техники: от керамики и шелкографии до линогравюры. На втором курсе бакалавриата изучали принципы работы с материалами и оборудованием на более профессиональном уровне.
До поступления я совсем не умела рисовать, но мне было не страшно начинать, потому что в Британке важнее найти свой уникальный стиль, чем просто делать красиво. Преподаватели говорили, что рисунок нужен в том числе для того, чтобы доносить свои мысли. В дизайне, особенно промышленном, это способ коммуникации: через изображение ты строишь диалог с клиентом и коллегами по команде.
Концептуальное мышление, способность выражать идеи через рисунок или модель, — этого мы ждем и от абитуриентов. Это непросто и достигается с помощью постоянной практики, но чем больше вы экспериментируете, тем лучше. Преподаватели смотрят на вариативность действий: какие методы вы используете и какие digital-инструменты сочетаете в своей работе. Наконец, не стоит забывать об искусстве презентации: вы должны уметь продемонстрировать все, чем владеете.
Путь к преподаванию и любимая программа Британки
Мой финальный проект на программе
Product and Industrial Design был посвящен эмоциональному дизайну. Я написала хорошую дипломную работу, которая получила высокую оценку. Преподаватели сказали: «Ого, она не только руками что-то делает, но и мыслит. Давайте ее оставим». Я начала делиться опытом и втянулась. Такая практика довольно распространена в европейских вузах: проявившие себя студенты сначала помогают другим ребятам, потом остаются на кафедре и поступают в аспирантуру, продолжают исследовательскую деятельность в университете. В Британке такой возможности нет, что я считаю упущением, ведь здесь создается много очень ценных и актуальных теоретических работ.
Марина Турлай со студентами в Московском музее дизайна.
Я практически корифей Британки, потому что преподавала и на
Pre-Foundation Art & Design, и на
Foundation Art & Design (сейчас это первый курс бакалавриата программ Art & Design), и в бакалавриате. Переход не был жестким: система в Школе устроена так, что старшие курсы приходят на помощь младшим, а между студентом и тьютором нет огромной пропасти. Это еще одна классная особенность британской системы образования, — отсутствие жесткой иерархии дает ощущение безопасности и формирует доверительные отношения. Преподаватель не навязывает свое мнение и не довлеет над тобой как авторитет.
Конечно, адаптироваться к таким условиям не просто: иногда студенты, поступив к нам, по привычке тянут руку, как в школе, и спрашивают: «Можно выйти?». В начале контроля со стороны академического состава будет больше, но со временем вы сами сможете встроиться в учебный процесс и потихоньку обретете независимость.
Нужно быть готовым к тому, что в Британке очень напряженный график. Бывает, что люди срываются: эмоционально нелегко выдерживать интенсивный ритм работы. Комбинация головы, рук и сердца приносит плоды, но здорово, если эти черты есть в студенте изначально. Еще важна открытость и готовность к командной работе: эра звезд прошла, сейчас приветствуются коллаборативные проекты.
Изделия бренда Марины Турлай Berestaproject.
Больше всего у нас я люблю первый курс бакалавриата
Foundation Art & Design: в ширину она больше, чем в глубину. Студенты пробуют разные техники и определяются с дальнейшим вектором развития. Понятно, что креативные индустрии переживают не лучшие времена из-за текущей ситуации, однако знания, которые получают выпускники программ Британки, пригодятся как здесь, так и за рубежом. Главное не бояться и помнить, что образование — это инвестиция в будущее.
Дизайнер с гуманитарной миссией
Мне нравится узнавать про новые течения в искусстве и дизайне, анализировать, каким образом дизайн может влиять на людей. Это очень интересно, ведь он приносит как добро, так и зло людям. Часть проблем, которые есть у нас сейчас, связаны с дизайном. И вместе с тем я вижу в дизайне потенциал их исправить, поэтому продолжаю учиться.
Сейчас я живу в Великобритании и осваиваю магистерскую программу «Экологическое дизайн-мышление». Выпускная диссертация в Британке помогла мне понять, что я хочу заниматься не только практикой, но и теорией: создавать продукты, которые помогут решить глобальные вопросы. Мой проект
«Берёста» — первый шаг в этом направлении.
В 2014 году нам поставили задачу придумать не зависимый от импортных комплектующих продукт. Обычно дизайн отталкивается от контекста — в нашем случае это были санкции. Проведя исследование, я узнала, что береста — это отходы деревообрабатывающей промышленности, по сути, мусор, который можно использовать. У нас в стране еще сохранилось керамическое производство, а берестяной промысел — исконно русская и самобытная традиция. Так родилась идея создания керамической посуды с элементами бересты.
В основе всех продуктов Berestaproject — натуральные материалы.
Это довольно прочный материал: я обсуждала детали с технологами, показывала им чертежи, сама ездила на фабрику. Проект быстро стал коллективным: мы общались с ремесленниками и лесозаготовителями, с чиновниками в Новгородской области, где находится производство, с местным сообществом. Когда работа получила огласку, нас пригласили в Берлин поделиться опытом социального предпринимательства. Думаю, «Берёста» выстрелила по трем причинам: мы затронули отрасль экологического дизайна, привлекли к сотрудничеству людей с ограниченными возможностями, дав им работу, и смогли развить бизнес в регионе.