Креативный директор BBDO Branding
Катя Слободская прошла длинный путь от новичка в дизайне до креативного директора агентства BBDO: реализовала проект по диагностике онкологии, приняла участие в 30 международных выставках и потратила на создание плакатов больше 10 тысяч часов. О самых интересных проектах, плюсах обучения в Британке и своем пути к позиции креативного директора она рассказала в этом материале.
«Книжка мата»
Я начинала не с нуля, а с минус первого уровня, и была настолько далека от дизайна, насколько это вообще возможно. Мой опыт ограничивался парой уроков в художественной школе, куда я ходила, когда была совсем маленькая. Повзрослев, я уехала учиться в Лос-Анджелес, а когда вернулась в Москву, столкнулась с кризисом: не понимала, чем заниматься, но совершенно точно не хотела терять языковую практику. Тогда я и узнала про Британку, где можно было учиться на английском языке и получить государственный диплом. Я пошла на День открытых дверей и удивилась тому, как студенты рассказывали про свою учебу, — у них было столько страсти и огня в глазах. Это показалось мне очень необычным, особенно в сравнении с типичным архетипом русского студента, который терпеть не может учебу и постоянно ходит потухший.
Я поступила сразу на первый курс бакалавриата (Foundation Year) и в первый год была в прострации, как и другие студенты, не проходившие подготовительные курсы. В отличие от тех, кто учился на Introduction и Pre-Foundation, мы не понимали, как проводить исследования, не знали, что такое скетчбук и бриф. Я смотрела, какие работы делают мои одногруппники, и восхищалась: хотелось побыстрее во всем разобраться и быть как они. На занятиях мы создавали много разных вещей: клеили одежду из бумаги, составляли конструкции из палочек для шашлыка, проводили художественные интервенции на улице.
Первый учебный проект, который мне запомнился, — это Swear book — «Книжка мата». Для исследования я решила взять будничную и понятную всем тему мата, но подошла к этому делу очень серьезно. Изучала, кто, когда, во сколько и как ругался матом в нашей студии. Некоторые выражения были очень классными, особенно когда у ребят что-то не получалось и они так выражали свои эмоции. Я сделала научный отчет об этом, и когда мы смотрели его в аудитории, было весело: кто-то хохотал, а кто-то пытался найти свои фразочки. Получился смешной, дурацкий проект, который, однако, научил меня тому, что любой материал может стать творческой работой. Не важно, с чего ты начинаешь, важно твое отношение к работе. Я поняла, что если посмотреть на обычные вещи с необычной стороны, можно сделать что-то уникальное.
Диагностика онкологии и 10 тысяч часов работы над плакатами
На втором курсе бакалавриата я почувствовала себя «везунчиком». Мы работали над проектом под названием Body machine: на жеребьевке нужно было вытащить какую-то часть тела, проанализировать ее и сделать три проекта. Многим моим одногруппникам выпали нормальные части тела — локоть, копчик, колено, — а я вытянула тестикулы. У меня получилось классное исследование, я буквально завалила разных мужчин вопросами об этом органе и теперь знаю о нем все.
Testicles Self-Examination Model — модель, обучающая определять онкологию.
Я создала Testicles Self-Examination Model — модель цветных шариков со смесью воды и крахмала, одновременно похожих по консистенции и на игрушки антистресс, и на настоящие тестикулы. Моей целью было научить молодых ребят с раннего возраста осматривать свое тело на предмет онкологии. Тема полового воспитания у нас табуирована, хотя уметь определять опухоль на ранней стадии — очень важный и полезный навык.
На втором-третьем курсе я работала над проектом для студентов программы
Contemporary Art, в рамках которого нужно было создать серию отчетных плакатов для выставки. Это была моя первая работа для реального заказчика: необходимо было считаться с мнением человека или пытаться переубедить его, отстоять свою идею. После этого проекта я поняла, что мне нравится делать плакаты, и начала заниматься этим самостоятельно. Придумала для себя челлендж — потратить на плакаты 10 тысяч часов. Работала каждый день, а для отчетности завела страничку в социальных сетях и стала выкладывать туда свои работы. Мне начали писать незнакомые люди, которые и рассказали мне про разные дизайнерские конкурсы. Я наобум отправила туда несколько своих плакатов, и они неожиданно прошли отбор.
Мне написали Дэвид Карсон и Стефан Загмайстер — дизайнеры, о которых мы на занятиях читали в книжках. Это показательно — именно в тот момент я начала поиски собственного визуального языка. На сегодняшний день я участвовала уже в 30 международных выставках плакатов. Я нашла свою нишу и получаю огромное удовольствие от того, чем занимаюсь. И все это произошло благодаря работе над брифом во время учебы в Британке.
Серия плакатов, созданная Катей Слободской.
От дизайнера до креативного директора
Во время учебы ты не только учишься создавать дизайн, но и познаешь самого себя, а преподаватели стараются всячески помочь тебе в этом. Правда, бывает и такое, что когда ты находишь точку опоры — любимое направление в дизайне и авторский визуальный язык — у тебя тут же это все отбирают.
У нас был проект Three Obstructions, в рамках которого мы должны были переделать какую-то свою старую работу с учетом новых ограничений преподавателя. Я взялась переделывать один из старых плакатов, созданный для ребят из Contemporary Art. Мой куратор знал, что мне легче всего работать с экспрессией, и запретил мне использовать привычный визуальный язык.
В итоге работа, изначально выполненная в Photoshop, превратилась сначала в плакат из папье-маше, который я в итоге отлила в воске, а затем в аудиозапись длиной 15 минут.
Как это произошло? Нам давали референсы не только художников и дизайнеров, но и музыкантов, а также специалистов по аудиоинсталляциям. Мой куратор однажды подкинул мне интересную композицию — в ней было много повторяющихся строк, а певица как будто читала мантру. В тот момент я решила попробовать превратить визуальный язык в аудиосистему. Я придумала звуковое описание для каждой буквы с плаката и в результате представила необычный аудиоперформанс.
Я никогда не смогла бы реализовать такой проект, если бы преподаватели не научили меня всегда искать корень проблемы, давали бы готовые решения и не рассказывали, как находить их самостоятельно. В Британке очень ценится фундаментальный подход: в отличие от других вузов, здесь большое внимание уделяется именно исследовательской работе. Именно эти навыки впоследствии помогли мне начать карьеру.
Катя Слободская на выставке плакатов.
Сначала я бралась за простые заказы — инфографику, флаеры и баннеры, — а на последнем курсе решила устроиться на стажировку в одно глянцевое издание. Поняла, что это не мое, зато запустила сарафанное радио: коллеги порекомендовали меня в BBDO Group. Мое портфолио им понравилось, и меня сразу взяли на позицию арт-директора. На этой должности я проработала год, а потом получила повышение и стала креативным директором. Теперь у меня много ответственности, но это круто, потому что BBDO дает доступ к крупным клиентам. У меня и моей команды есть возможность создать что-то необычное и полезное и показать это широкой аудитории.
Немногие понимают, чем вообще занимается креативный директор, потому что список обязанностей на этой должности варьируется от агентства к агентству. Я, например, делаю работу руками наравне с остальными дизайнерами, но при этом занимаюсь более сложными и структурными задачами: провожу исследования и анализ, выстраиваю систему работы, помогаю команде развивать свои идеи, проводить беседы с клиентами, презентовать и защищать проекты. Из-за этого я не всегда успеваю поделать что-то руками, но в других агентствах у креативных директоров нет и такой возможности: обычно они дорабатывают уже готовые проекты или участвуют в их создании только на ранних этапах.
Как не потерять себя и правильно использовать полученные знания
Работа с клиентами — это отдельный вид искусства. У любого проекта должна быть цель, но бывает, что клиент сам не до конца ее понимает. В таком случае наша задача ему в этом помочь. Были случаи, когда клиент на чем-то настаивал, но не видел, что эта деталь больше отнимает, чем привносит в дизайн.
В такие моменты надо вспоминать о продакшене, который является неотъемлемой частью нашей работы. Новички часто придумывают что-то невероятное, но все заканчивается тем, что это просто невозможно реализовать на практике. Кроме того, такие идеи не всегда подходят для массового продукта. Так что в работе с большими клиентами есть свои плюсы и минусы. Плюс — это возможность говорить с широкой аудиторией, минус — эта аудитория редко принимает что-то камерное и экспериментальное. Хотя рамки в дизайне не всегда плохи, они помогают от чего-то оттолкнуться: от размера, текстуры, материала. Мозг начинает работать иначе: рамки контролируют креатив и помогают ему облачиться в конкретную форму. Часто бывает и такое, что ограничения приводят к выгоранию дизайнера, но я нашла выход в том, что периодически делаю что-то для себя, участвую в сторонних проектах.
Экспериментальная айдентика для музыкального фестиваля Rave Culture.
В нашей работе необходимо критическое мышление. В отличие от коротких-онлайн курсов, где дают только поверхностные знания, в бакалавриате Британки нас учили подходить ко всему фундаментально. Мы много писали, читали, изучали историю, философию, чтобы понимать причинно-следственные связи в дизайне, видеть картинку целиком и потом принимать в работе правильные обоснованные решения. Есть притча про человека с удочкой: дашь ему рыбу, он будет сыт день, а если дашь удочку, он будет сыт вечность. Так вот в Британке нам дали и удочку, и снасти, и резиновые сапоги. Благодаря этому я знаю, куда мне идти и как продолжать образование самостоятельно.
В Британке я поняла, что меня увлекает серая зона между дизайном и искусством. Недавно я работала с фотографиями, созданными искусственным интеллектом, через которые изучала концепцию False Floor. Я сделала серию «снимков» обычных летних пейзажей с атмосферой «у бабушки в деревне» — не сразу поймешь, что они сгенерированы искусственным интеллектом. Я хочу, чтобы зрители поискали места-фальшивки и планирую выставку. А еще делаю сайд-проекты, плакаты, ну и собираюсь открыть мини-студию. Очень надеюсь на это!
Изображения, созданные искусственным интеллектом в рамках проекта False Floor.