Руководитель команды графического дизайна СТМ «Самокат»
Team Leader Designer in Products and Services / Руководитель команды графического дизайна СТМ «Самокат».
Екатерина закончила бакалавриат Британки по промышленному дизайну в 2016 году, работала дизайнером в ИКЕА, Bernaskoni, Райффайзен Банке, агентстве Changellenge (где создавала проекты для МТС, Теле-2, Unilever и других крупных компаний). Сейчас она руководит командой графического дизайна собственной торговой марки (СТМ) «Самокат». В интервью Екатерина рассказала о своем развитии от промышленного до графдизайнера и как опыт учебы в Британки помогает ей настраивать процессы в большой команде.
Влюбилась по обложке
В детстве я ничего не знала про дизайн, только в 12 лет пошла в художественную школу. На последнем курсе художки одна девочка принесла на занятия буклет Британки, такую толстую книжку с описанием программ. Я в тот момент влюбилась даже не в саму школу, а именно в эту красивую книжку. Потом я стала читать про программы и поняла, что хочу поступить именно сюда. Родители привыкли к тому, что я эмоциональный творческий человек, поэтому поддержали меня и сказали: «Если хочешь — давай». Я записалась на подготовительные курсы в Бри, принесла туда свои работы, чтобы сделать портфолио для поступления. В итоге мы с преподавателями разрисовывали мои аккуратные карандашные рисунки из художки разными красками. Для меня это стало своего рода открытием: работы в портфолио могут быть нестандартными, не академическими.
Во время учебы на
Pre-Foundation (подготовительная программа перед бакалавриатом — прим. ред.) я решила, что хочу идти на промышленный дизайн. Мне было интересно работать с вещью: я воспринимала её не как что-то абстрактное и субъективное, а как физический продукт, который должен быть нацелен на usability, на пользователя и то, как он будет с ним взаимодействовать.
Учебные работы Екатерины
Фото: личный архив Екатерины
Британка: никогда и ничему не удивляться
Преподаватели в Британке относились к нам не как к новичкам, а как к профессионалам, которым просто нужно учиться, и хвалили нас скорее за упорство, чем за результат. В школе мы проводили все время, с утра до вечера работая над проектами. Креативные люди — самые трудолюбивые люди, которых я знаю. Что захотят, то и сделают. Во время подготовки диплома я даже приходила в типографию в 3 часа ночи, потому что только в это время там не было очереди. Папа был в шоке: с сестрой он по библиотекам ходил, а со мной — в Леруа Мерлен за стройматериалами для учебы.
Фотографии с однокурсниками
Фото: личный архив Екатерины
Всё это время я была в своей тарелке, было ощущение, что учишься в Хогвартсе. До Британки образование для меня было чем-то связанным с усилием: либо ты заставляешь себя учиться, либо тебя кто-то заставляет. Здесь все было наоборот: когда я болела, родители уговаривали меня остаться дома, а я рвалась на учебу, потому что было интересно. Школьную программу я практически не помню, а всё, что было в Британке, — осталось со мной.
Сумка-разработка Екатерины для конкурса Британки «Сумка для молодой мамы»
Фото: личный архив Екатерины
Екатерина с сокурсницей Александрой Громченко после победы в номинации «За самый инновационный проект» конкурса Британки «Сумка для молодой мамы». Александра тоже рассказала про свой профессиональный путь в нашем интервью.
Фото: личный архив Екатерины
Мне нравилось, что мы не запирались только в промышленном дизайне, а общались с ребятами со всего университета: к нам приходили за помощью разные студенты, мы делали совместные проекты. Однажды ко мне пришла девочка с программы по фешн-дизайну и сказала: «Катя, мне для проекта нужно в зубах из гипса сделать дырки, чтобы получились пуговицы, поможешь?» На тот момент мне уже эта просьба не казалось странной. Вы можете по-разному смотреть на вещи, делать разные продукты. Но при этом вам безумно интересно друг с другом общаться и вообще жить в общей креативной среде. Нет, вы не лучшие друзья — вы именно профессиональное сообщество, которое всегда будет вместе. У меня вообще на каждой работе был кто-то из Британки.
Я когда-то прочитала, что «промышленный дизайнер — это тот, кто раз в своей жизни сделал стул». В качестве дипломного проекта я решила сделать эргономическое кресло-гамак из арматуры. Его особенность заключалась в том, что в нем целиком расслаблялась спина, в нем нельзя устать сидеть. У меня даже были запросы от реальных покупателей, но я решила оставить его себе как память о том времени. Я такого кресла до сих пор ни у кого не видела, считаю, что это был крутой продукт.
Эскизы, макет и финальная версия кресла-гамака, дипломной работы Екатерины
Фото: личный архив Екатерины
Мыслить как промдизайнер
После окончания обучения я пошла работать в мастерскую по изготовлению мебели, затем — в архитектурное бюро Bernaskoni, после — в ИКЕА. Это было довольно турбулентное для меня время, я искала себя и в итоге решила, что буду отходить от промдизайна. Я получила дополнительное образование по UX/UI. Мы тогда совсем чуть-чуть касались графического дизайна, но я поняла, что мне это интересно.
Собрала свои студенческие работы по графдизайну в классное портфолио и устроилась в агентство по разработке внутреннего бренда работодателя Changellenge. Первые несколько месяцев работы там были адом: у меня не хватало знаний по графическому дизайну, я ничего не понимала, но уверенно на всё кивала и потом по ночам искала нужную информацию в Интернете. Для меня даже простой баннер тогда был целым испытанием.
Работы Екатерины для «Мегафон», «Мултон», «Райффайзен Банк»
Источник: портфолио Екатерины
Но я быстро училась, и в компании оценили мой разносторонний опыт: я мыслила не только как графдизайнер, но и как промышленный дизайнер, всегда думала, как с продуктом будет взаимодействовать пользователь. За четыре года работы в агентстве я выросла с джуна до арт-директора и в Changellenge успела поработать со многими компаниями: МТС, Теле-2, Coca-Cola, Unilever и другими. Потом меня схантили ребята из Райффайзен Банк, там я год проработала как главный дизайнер по внутреннему бренду работодателя. Это было интересно, но в какой-то момент я выгорела и просто уволилась в никуда. И как только я рассказала друзьям, что сижу без работы, мне одновременно три человека скинули одну и ту же вакансию в Самокате.
Про работу в «Самокате»
Это была вакансия по графдизайну, чем я и хотела заниматься, но связана она была не с внутренним брендом работодателя, а с рынком, в чем у меня не было опыта. В этот раз я откровенно рассказала об этом на собеседовании, но руководитель отдела (кстати, тоже из Британки) сказал, что у меня классные кейсы и портфолио. В итоге меня взяли на позицию.
Сейчас в Самокате я работаю руководителем команды графического дизайна упаковки СТМ. Если раньше я фокусировалась на одном продукте, то на текущей позиции мне нужно смотреть дальше и глобальнее, думать про будущее продукта, изучать тренды. Мои задачи во многом связаны с налаживанием процессов и организацией команды. Мне интересно и важно руководить людьми, развивать и решать их проблемы. Организация команды и процессов требует много времени и энергии, но в большой компании без налаженной организации у вас никогда не будет крутого продукта. В этом очень помогает весь предыдущий опыт, потому что я могу взглянуть на работу команды со всех сторон: я понимаю, что делает графический, коммуникационный, промышленный дизайнер, я знаю всю их работу, и поэтому мне легко со всеми взаимодействовать и менеджерить весь процесс. Круто, что мы работаем не врозь, а коммуницируем, делаем продукт вместе. И в Британке было так же: тебя окружают люди, которые занимаются разными вещами, но ты взаимодействуешь со всеми и поэтому понимаешь их работу.
Вместе с командой СТМ «Самокат» Екатерина разработала редизайн упаковки на основе системы разделения покупателей по архетипам. Подробнее про редизайн СТМ «Самокат» можно узнать из подкаста с участием Екатерины
Источник: портфолио Екатерины
Британка > hard skills
Со времен обучения в Британке я запомнила разные принципы, которым сейчас следую. Например, что человек может учиться сам. В Британке тебе дают толчок и знания, а дальше ты идешь и сам практикуешься, набиваешь руку. Не надо ни над кем стоять и говорить, что, куда и как.
Еще очень важна правильная похвала: тебя хвалят, но при этом дают конструктивные комментарии, которые направят в нужную сторону. Сейчас в моей работе все это проецируется на команду: как руководитель, я даю такую обратную связь, которая поможет человеку понять, что можно изменить для улучшения результата. При этом я сама задаю много вопросов, и на работе всем говорю: «Лучше спросить, чем сидеть и не знать, как что-то сделать. Все мы люди, и это окей — чего-то не знать». Ну и еще Британка научила меня тому, что все люди разные и у каждого есть уникальное видение. В Британке у всех был огонь в глазах. И этот заряд до сих пор не утихает.
Если говорить о планах на будущее, то я хочу еще больше набираться скиллов и опыта, прокачивать себя и свою команду, работать над брендами и совершенствовать их. Хочу следовать принципу «чем проще — тем лучше» и создать такой удобный, полезный продукт, который еще никто не делал. Может, я бы даже хотела открыть курсы по подготовке менеджеров и руководителей креативных команд. Я все чаще замечаю, что у меня в этом есть большой опыт, и хочется передавать его дальше.