© 2024 БВШД
Валерия Витвицкая всегда мечтала создавать уникальные изделия из глины. После окончания программы «Современная керамика» она поучаствовала уже в нескольких крупных ярмарках. О пути из Лондона в Британку, создании первой серии керамики, вдохновленной черными дырами и греческой мифологией, и планах на будущее — в этом материале.
Я окончила Central Saint Martins College of Art and Design в Лондоне. В 2015 году я училась в магистратуре по программе управления инновациями, что было лишь косвенно связано с современным искусством. Тем не менее, мы изучали философию и труды, имеющие отношение к искусству.
Вернувшись в Москву, я начала работать с музеями и стала интересоваться искусством и культурой, прошла обучение в школе RMA по специальности арт-менеджмент. Также занималась графикой и фотографией в школе Родченко.
В 2021 году я нашла курс по современной керамике в Британке. Все произошло довольно быстро, поскольку до этого я училась в БВШД на коротком курсе по созданию новых продуктов и сервисов, который был косвенно связан с программой управления инновациями в Saint Martins. Атмосфера школы была мне уже знакома, и я с удовольствием подала документы на эту программу.
На начальном этапе наибольшие трудности были связаны с визуальной трансформацией моих идей и концепций. Мне хотелось, чтобы объекты были уникальными и непохожими на то, что уже было создано. Я стремилась к тому, чтобы работы читались и передавали то, что я хотела сказать. Мне кажется, этот навык развивается со временем.
Это был мой первый опыт работы с глиной, и многое было для меня в новинку. Я изучала простые техники лепки: пласты, жгуты, а также способы нанесения глазурей, обжиги и другие аспекты. Параллельно с этим Юлия Резникова делилась идеями и помогала разбудить нашу фантазию. Мы работали в группе, где обсуждали идеи и делились опытом. Это было очень полезно, так как помогало избежать многих ошибок.
Результатом учебы на программе стала работа Holy Mushrooms — серия из трех скульптур синего цвета с золотыми акцентами. Процесс создания этого проекта был очень нелинейным. Первая работа в серии — «Лисичка», также известная как «Афродита», появилась в результате одного из заданий Юлии Резниковой — она просила нас визуализировать черные дыры. В процессе лепки небольшого прототипа я поняла, что моя черная дыра похожа на волшебный гриб-лисичку. После этого я начала лепить объект в полном размере и подумала, что было бы здорово дополнить его другими фантазийными грибами. Так появился «Хронос» в виде мухомора, похожего на клубнику, и сморчок с мозгом на ножке. В итоге получилась полноценная серия.
Для меня это был настоящий эксперимент. Я не знала, чем все закончится и как это будет выглядеть в итоге. Но результат меня порадовал. Мне очень нравится эта работа, и думаю, что преподаватели тоже были от нее в восторге.
После обучения я решила развиваться в направлении современной керамики и стать художницей. Я начала участвовать в разных мероприятиях и активно работать над новыми проектами.
Мои работы стали появляться на открытых площадках, конкурсах и выставках. Уже в первый год я представила свою работу Holy Mushrooms на фестивале современного искусства ADVENT.НАЧАЛО в Новой Третьяковке. Для меня это был прорыв и крутой старт.
Этот опыт вдохновил меня продолжить заниматься керамикой. Сейчас я учусь на современного художника в институте Иосифа Бакштейна (ICA, Moscow). Также я проходила резиденцию в школе GET ART FIT. Мне кажется, если я рассматриваю свою практику через разные институции и разные точки зрения, для меня как художника это лучше.
Помимо работы Holy Mushrooms я горжусь серией «Шепсес Анх: живой образ», которая побывала на множестве выставок в Санкт-Петербурге и Москве и получила большой отклик зрителей. Третья работа, которая мне дорога, — «Поленица». Она представляет собой керамическую кольчугу с седыми волосами. Эту работу я создавала самостоятельно девять месяцев, вылепив 500 колец из глины вручную. Это был поистине медитативный процесс, но он того стоил, потому что я смогла визуализировать все свои переживания на тему жизни женщины в современном мире.
Говоря о своих успехах на ярмарках, отдельно бы я выделила Blazar. Это событие было важным для меня, хотя немного грустно, что я не смогла продемонстрировать серию Holy Mushrooms в полном объеме.
В этом году я приняла участие в ярмарке «Арт Москва» — это для меня особенно значимо. Благодаря поддержке Агентства креативных индустрий у меня был полноценный стенд, который был открыт все дни ярмарки. На нем я представила серию «Шепсес Анх: живой образ» в другом цветовом решении — черные и золотые (до этого были розовые) маски. Кроме того, я продемонстрировала полный проект Shelf Shells. Это была прекрасная возможность для меня как художника показать свою работу коллекционерам, представителям арт-сообщества, кураторам, а также работникам фондов и музеев.
Занятие керамикой снова становится популярным. На мой взгляд, причина в том, что порог входа в мир керамики очень низкий. Сейчас ей, кажется, занимаются все. Для меня же в этой практике важна ее художественная составляющая. Я хочу стать современным художником, который работает не только с глиной, но и с другими материалами в различных медиумах. Я мечтаю расширить свою практику, включить в нее перформансы и инсталляции. Мне кажется, это и есть мой путь.
105120, Россия, Москва, Центр дизайна Artplay, ул. Нижняя Сыромятническая, 10, стр. 3
* деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская
© 2024 БВШД